В 2023 я переиграла в какое-то необычайно большое количество актуальных игр. Тем не менее, правила остаются прежними. В первую очередь я подведу итог по тем играм, рецензии на которые выходили в этом году. Во вторую — на какой-нибудь другой год, в который зарелизилось много игр, по которым у меня есть публикации. Этот пост хорошо подходит для тех, кому хочется пополнить свой бэклог всякими интересными проектами, потому что о скучных посредственностях я тут пишу мало.
Вот игры 2023 года, в которые мне довелось поиграть:
- Find All 4: Magic
- Ghost Song
- Long Gone Days
- Submachine Legacy
- Lone Fungus
- Final Fantasy XVI
- Coffee Talk 2
- The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
- Farlanders (в блоге пока что нет рецензии)
- Sea of Stars (в блоге пока что нет рецензии)
- Terra Nil (в блоге пока что нет рецензии)
Похоже, 2023 год оказался весьма богат на интересующие меня игры.
Перед тем, как мы перейдем дальше, дисклеймер: лучшая игра года — это такая, которая, на мой взгляд, не просто является хорошей представительницей своего жанра, но либо двигает его куда-то вперед, либо вносит какой-то другой существенный вклад в индустрию.
Игры года
В этом году я накатала тексты на 37 игр в 33 публикациях (Find All досталась публикация сразу на 4 игры, Qop и HexON вообще не получили полноценных рецензий). Из всех игр, 28 получили положительные оценки.
Выбор игры года может показаться контроверсивным. Дело в том, что в этом году я прошла Disco Elysium и Chained Echoes. Но JRPG, разумеется, ближе моему сердцу. Несмотря на свою меметичность и высокую культурную ценность, в моей жизни ничего не изменится, если у Disco Elysium не будет никаких продолжателей. Chained Echoes же вернула меня обратно в то время, когда JRPG были интересными и я хочу, чтобы это продолжалось. Chained Echoes не только является прекрасным образцом для подражания, но и показывает что сделать такую игру сегодня и угодить фанатам-олдскульщикам принципиально возможно. Хочу больше таких проектов!
Вот другие игры, которые на этот уровень не вытягивают, но несомненно достойны упоминания в этой публикации (без какого-либо порядка):
- Ghost Song — Очередная метроидвания, которая вписывается в тренды куда лучше, чем позапрошлгодняя Axiom Verge 2. Несмотря на свою близость к солс-лайкам, мне очень зашла ее презентация и саунд-дизайн.
- Submachine Legacy — Я ее ждала, я ее получила. Потрясающий сборник потрясающих игр. Если вы думаете, что pnk адвенчуры себя изжили и не нужны, поиграйте в SL.
- Elsinore — Сама по себе игра не слишком сильно выделяется, но она является уникальным представителем таймлуп-адвенчуры в духе Outer Wilds или TLoZ: Majora’s Mask. Только за свою редкость и неплохую подачу истории она заслуживает себе место в этом списке.
- Final Fantasy XVI — Шестнадцатая финалка оказалась приятным сюрпризом, который, к сожалению, не оправдал ожиданий SE. Интересный сюжет, проработанный мир, потрясная постановка сцен. Давно ждала такую финалку. Еще бы механик нормальных и совсем хорошо было бы.
- Vision Soft Reset — На фоне большого числа безликих клонов Hollow Knight, Марк Радоци сделал нечто уникальное и неповторимое. Метроидвания с тайм-тревелом и сохранением информации, в которой все физические объекты возвращаются на места при обращении времени вспять, а планета, которую исследует игрок, спустя какое-то время самоуничтожается. Так что откатывать время определенно придется.
- Triangle Strategy — Команда, которая ранее занималась Octopath Traveler, сделала потрясную тактическую JRPG. Ей не хватает возможности возвращаться в ключевые моменты сюжета, чтобы переиграть историю и посмотреть как она пойдет с совершением иных выборов. В итоге для полноты истории ее нужно проходить целых 4 раза, чего делать не очень хочется. Но для одного прохождения игра просто отличная.
- Kena: Bridge of Spirits — Современный AAA-платформер, который вернет вас в 90-е. Очень похожая на старые игры структура, которая будет глотком свежего воздуха после кучи современных проектов с открытым миром. Крутейшая анимация, сложные боссы, интересный опционал. Kena показывает что и с большим бюджетом можно сделать игру с душой.
- The Case of the Golden Idol — Наследник Return of the Obra Dinn. С двумерной графикой, но примерно тем же стилистическим направлением, она рассказывает цельную и интригующую историю. В этом году должно выйти продолжение, в которое я обязательно буду играть.
Худшая игра года — Webbed. Это настолько очевидно, что другие претенденты не могут даже сравниться с эпичностью провала. Так и не получилось понять что это такое было и зачем оно есть.
Лучшая игра года с отрицательным вердиктом — Spiritfarer. Мне она не понравилась своей накапливающейся рутиной без возможности ее автоматизации и сменой цвета деревьев вместо реальной геймплейной прогрессии. Но я допускаю, что кто-то может найти в ней что-то интересное.
Игры 2019 года
В 2022 году я выбирала лучшую игру 2018 года. В 2021 — 2016. В 2020 — 2017. Как и ожидалось, реальная возможность как следует поиграть во все значимые для меня проекты года появляется лишь спустя несколько лет. В этом году буду рассказывать чего хорошего вышло в 2019. Глядишь, в следующий раз получится итоги 2020 подвести и посмотреть насколько они сойдутся с теми, которые были актуальны на момент написания итогов 2020.
Всего в моем блоге опубликовано 30 рецензий на игры 2019 года. Это был бы хороший момент, чтобы раскаяться и написать, что Disco Elysium — лучшая игра 2019 года… В теории. Но на практике дискотека опять проигрывает конкурентам, потому что лучшая игра 2019 года — Outer Wilds. Мемность не помогает DE состязаться с игрой, которая строит нарратив прямо в игровом процессе и мотивирует к исследованию мира не какими-то апгрейдами, а просто крупицами новой информации (что, в принципе, свойственно и DE, но не в той мере). Несмотря на наличие других игр, построенных на механике временной петли и исследовании мира, OW по сей день является непревзойденным образцом для подражания не только для своей специфики, но и для всего жанра адвенчур в целом. Задав планку в 2019 году, никто так и не смог ее преодолеть по сей день.
Вот другие отличные релизы 2019 года (не повторяя те игры, которые были указаны выше):
- Baba is You — Не так хороша, как Patrick’s Parabox, но все равно отличный сокобан.
- Bloodstained: Ritual of the Night — Пожалуй, единственная актуальная игавания. У игры сегодня практически нет аналогов, все метроидвании перешли на souls-like мету. И это печально. Ключевое отличие игаваний заключается в том, что в них полным-полно механик, которые можно абузить. Игра при этом становится довольно легкой, но не менее увлекательной.
- Fire Emblem: Three Houses — Одна из лучших игр серии, если говорить о нарративе и построении команды. Уступает первенство в дизайне карт, правда. В этом году пройду Engage и расскажу про нее.
- Heaven’s Vault — Отличный псевдо-рогалик с акцентом на сюжете. Псевдо-рогаликом она является по той причине, что проходить ее лучше больше одного раза, исследуя разные опции развития истории. При этом каждое новое прохождение игровая механика разгадывания ребусов эволюционирует. Действия игрока оказывают влияние на сюжет, но основной результат этих выборов вас ждет не в самом конце игры, а в процессе. Очень занимательная и атмосферная штука. Кому понравится, рекомендую почитать еще и книжки.
Большого выбора для худшей игры года у меня в блоге нет. Отрицательный вердикт получило всего две игры. Худшая из них — Photographs. Сто процентов, в 2019 выходили игры и похуже, но у меня в блоге ничего более худшего нет. Лучшая — Ys IX. После шикарной восьмой части девятка была полнейшим разочарованием. Но назвать ее неиграбельной я не могу. Она в принципе не так уж и плоха. Слишком анимешная просто.
Неопубликованные рецензии
Не все пройденные игры удостаиваются публикации в моем блоге. Но почти все. Чаще всего я не пишу рецензии на очень маленькие игры или такие, по которым я не могу написать полноценную статью. Так что они будут ютиться тут.
Glass Masquerade 2 (2019)
Вторая часть GM, к сожалению, никак не развивает идеи первой. Более того, она является лишь количественным дополнением, с заметным снижением качества. Детальки пазла теперь полностью игнорируют изображение, на них нарисованное. Их форма никак не соответствует рисунку. Кроме того, сами изображения стало очень трудно осознать, чтобы была возможность составлять картинку каким-то иным способом, кроме перебора.
В итоге вторая часть оказывается неплохой, но довольно стыдной игрой. Стоило бы исправить проблемы первой части: медленную анимацию интерфейса, неудобство управления (когда кусочек не получается захватить с первого раза из-за того, что мышка сдвинулась на миллиметр, а нужно было щелкнуть вообще не двигая курсором даже на один пиксель) и баг с наезжающими друг на друга детальками. В качестве дополнительного ухудшения, все паззлы в игре (кроме тех, что из DLC) тупо круглые.
Если вам очень понравилась первая часть, заглянуть во вторую есть смысл. В других случаях ненадобрать. Из DLC кстати тоже только одно хорошее (Scaryfolks).
Push the Square (2020)
Я очень люблю айдлеры. За матчасть и постоянное ощущение прогресса, постоянное ускорение. И очень не люблю айдлеры. За аддиктивность, пересыщенность темными паттернами и постоянную необходимость все начинать заново. Так что айдлер, который проходится за час, несомненно является крайне интересным.
Никаких длительных ожиданий и долгих закликиваний, простая квинтэссенция жанра без всего плохого, что в нем есть. Надобрать.
Universal Paperclips (2017)
Еще одна эволюция инкрементального жанра, которая настолько интересна, что не хочется даже спойлерить. UP тоже проходится, но занимает это прохождение уже часа четыре. При этом эти четыре часа будут полны разнообразной математики и экономических моделей. Чрезвычайно крутой представитель жанра. Если вы можете порекомендовать что-то похожее — рекомендуйте, я попробую.
Надобрать.
Unium (2015)
По-хорошему этой игре стоило появиться в моей статье про головоломки. Но там и без нее было достаточно примеров, так что я не стала ее добавлять. Приятной особенностью игры является то, что какая-никакая дедукция в ней есть. Иногда все-таки можно за счет логики понять как правильно стоит рисовать линию и первая попытка решения указывает где в головоломке кроются проблемы. Тем не менее, в игре такая куча совершенно идентичных головоломок, что играть в нее просто не интересно. А с точки зрения игрового процесса никакой новизны относительно Polarium 2004 года она не предоставляет.
Ненадобрать.
The Painscreek Killings (2017)
Я дропаю игры по разным причинам, но PK удостоилась чести первооткрывателя. Если ваша игра представляет из себя детективную адвенчуру, то лучше бы ей таковой и оставаться. PK же так и норовит произвести на вас впечатление скримерами и гнетущим звуковым сопровождением. Не имея желания откладывать кирпичи, я решила отложить ее прохождение, а потом и вовсе забить. А так по игровому процессу была очень интересная игра. Жаль.
Если jump-scare вас не пугает, надобрать.
Итоги
Под конец хотелось бы высказаться по поводу различных выборов игр года от себя и разных других СМИ и шоу. Почти везде куш сорвала Baldur’s Gate 3. Для меня это было несколько неожиданно, потому что RPG по D&D механикам выглядит довольно нишевым проектом. Но игра завирусилась настолько, что Ларианы должны неплохо подзаработать на ней. Посмотрим, что будет с их игрой спустя десяток лет.
Что такое игра года? На самом деле выбор одной конкретной игры, которая лучше всех остальных в каком-то году – это фикция и жажда внимания. Можно всех обрадовать, выбрав ту игру, в которую поиграло больше человек, а можно наоборот объявить игрой года что-то другое. В любом случае, ни одна номинация на игру года не имеет смысла без перечня критериев отбора. В этом проваливается та же TGA, которая постоянно номинирует какую-то дичь, а список категорий вызывает много вопросов.
Все сразу встанет на свои места, если поменять трактовку результатов. Таким образом, игрой года в Steam станет игра, за которую проголосовало больше всего людей (при этом необходимости играть в эту игру у них совершенно не было). То есть буквально так игра, которая лучше всего завирусилась. В различных игровых СМИ игрой года будет такая, в которую поиграло большинство из редакции и оценило как самую хорошую по каким-то своим условным критериям. С таким подходом к оценке все пафосные возгласы об игре года обретают довольно приземленный смысл.
Точно так же стоит относиться и ко всем играм, перечисленным выше. Практически все ссылки в этом посте ведут на лучшее, во что мне довелось поиграть в этом году. Надеюсь вы найдете из этого списка что-то для себя. Чего вы пропустили почем зря. Именно в этом я вижу главную идею подведения итогов. Чтобы все узнали о хороших играх и захотели их опробовать. В этом же я вижу одну из главных идей своего блога а также видеоигровой журналистики как таковой (которой мой блог, если что, не является). Многим крутым играм достается крайне мало внимания по сравнению с теми играми, которые внимания вообще не заслуживают (или получат ее сполна и без моих стараний). И эту несправедливость я хочу исправить.
Хороших игр в 2024!
Обсуждение в telegram