Любите ли вы тайм-тревел сеттинг так же, как люблю его я? Игры с временной петлей а-ля Majora’s Mask, Outer Wilds? Сам по себе жанр нельзя назвать чрезвычайно редким, но качественные игры по тематике можно пересчитать по пальцам. Часто таймтревел только портит игровые сюжеты, являясь скорее роялем в кустах, но не основным нарративным приемом. Тем более ценными становятся игры, которые могут рассказать интересную историю увлекательным образом. И нельзя сказать, что Elsinore входит в их число.

Поначалу игра впечатляет

Игра встречает не очень длинной вводной секцией, которая будет находиться за пределами временной петли, в которую Офелии предстоит попасть позднее. Это позволяет дать истории небольшую прелюдию, рассказать что происходит незадолго до тех четырех дней, которые вам придется переигрывать раз за разом многие десятки раз. Вы увидите множество персонажей, практически каждый из которых является действующим лицом, с которым можно о чем-то поговорить. Изначально их обилие немного пугает и игра создает впечатление большой и запутанной. Однако, требуется от вас весьма малое. Пойти и посмотреть на прием у короля. Узнать хотя бы немножечко персонажей. Своего брата Лаэрта и принца Гамлета, например.

Вся игра поделена на такие маленькие сценки, которые вы можете увидеть, а можете и пропустить. У каждого из персонажей есть свой график — куда и в какое время он придет и что там будет делать. Делясь добытой информацией, вы можете оказывать влияние на местных жителей, что потенциально изменит их график и сделает некоторые события невозможными, вместо них поспособствовав запуску других.

На озвученном выше приеме вы узнаете, что ваш брат отправляется в Париж. Гамлету, к сожалению, придется остаться. Все эти события отпечатываются прямым текстом: “Гамлет теперь думает, что он останется в Дании”. Игроку всегда показывают непосредственный эффект, который оказывают его слова или действия других персонажей на какое-то лицо. Произойдет ли какое-то событие и если да, то когда — все это игра показывает однозначным образом.

Пройдя по сюжету чуть дальше, игрок не только получше узнает всех остальных персонажей, но и непременно столкнется с препятствиями, мешающими дальнейшему повествованию. Круг замкнется.

YouTube video

Что вы будете делать? Какой информацией и с кем поделитесь? Воспримут ли они всерьез ваши высказывания, или сочтут за сумасшедшую? Все это можно узнать только методом проб и ошибок. Каждый новый цикл будет заканчиваться тем более непредсказуемо, чем больше новых воздействий вы оказываете. Постепенно вы узнаете о персонажах, пожалуй, больше, чем они сами могут о себе знать. Что они делают в других временных линиях, кто оказывается жертвой а кто преступником. Вы становитесь постановщиком своего собственного театра, тонко манипулируя всеми его актерами.

Как это может не впечатлить?

Момент разочарования

Увы, он наступает. Со временем оказывается, что изменение слишком большого числа факторов совсем не помогает вам понять хитросплетения всех отношений и лучше проследить одну ветку событий до конца, чем сделать много разного и столкнуться с препятствиями в виде двух одновременно происходящих событий, оба из которых вы хотите увидеть.

И из-за этого игра быстро превращается в беспрестанное повторение одного и того же. Неправильно угадали действие — начинайте заново и пробуйте еще раз. В Elsinore не предусмотрено обращение времени вспять. Только его ускорение и кнопка мгновенной смерти. И это уничтожает все то, что в игре было таким ценным. Можно было сделать схему ветвления в духе Vision Soft Reset, но увы, разработчики пошли более примитивным путем, в котором вам придется повторять одну и ту же рутину из раза в раз чтобы найти тот единственный правильный триггер, который поможет продвинуться дальше.

Обычно на него даются подсказки, но зачастую вам просто не хватает информации чтобы ими воспользоваться. Чтобы подружиться с Брокенхус, нужно сделать несколько разных действий. И вы не знаете какие это действия, пока не зададите нужные вопросы разным персонажам. Может, однако, так оказаться, что ваша самодеятельность приведет к каким-то непредвиденным результатам и повлияет на ход истории. Увы, придется переигрывать.

Как контрпример, Outer Wilds практически не вынуждает игрока повторять какие-либо длинные махинации. Если вы хорошенько изучили какую-то локацию, возвращаться туда нет большого смысла. Единственная цепочка последовательных действий с ненулевой возможностью ошибиться ждет вас лишь в самом конце игры. Elsinore наполнена этим под завязку. А когда игра скажет, что пути назад нет и вы вот-вот ее пройдете — это будет ложью. В итоге, когда вы действительно обыщете всю игру словно ищейка, вам придется одну за другой смотреть все концовки, не имея представления где же в самом деле находится точка невозврата. Увы, в этом аспекте коммуникация с игроком выстроена катастрофически плохо.

Что в остатке

Игровой процесс приедается, но Elsinore, на мой взгляд, все еще остается достаточно хорошей игрой. В качестве подтверждающего примера я хочу привести персонажей. Они проработаны так хорошо, что к завершению сюжета вы поймете мотивацию каждого. И это очень важный аспект для игры, которая построена вокруг постоянного убийства всех действующих лиц. Если в известной игре Spike Chunsoft происходящее, порой, осознать совершенно не удается, то Elsinore оказывается предельно прозрачной. Почему Гертруда терпит хамское поведение собственного сына? Почему Гамлет ведет себя как сумасшедший? Что так сильно привязывает Полония к королевскому двору? Мотивация всех персонажей будет кристально чистой и понятной. В Elsinore нет сюжетных поворотов ради сюжетных поворотов, все чем-то обусловлено. И эта непротиворечивость и целостность является самой сильной стороной игры.

Подивиться можно и сценам, которые вопреки бюджету все равно оказываются поставлены интересно и хорошо запоминаются. В игре нет пустых диалогов, они кратки и при этом невероятно красочны и выразительны. Жаль, что их многократный пересмотр оставляет все меньше и меньше тех впечатлений, которые возникали при первом ознакомлении.

Хоть интерфейс игры отстает от некоторых приведенных выше примеров, он все еще оказывается неплохо проработанным. На карте всегда видно все происходящие события и их участников, а из таймлайна можно быстро переходить в комнату, где что-то произойдет в ближайшее время. Elsinore весьма гуманна по отношению к игроку. Стоило бы, правда, показывать и все засвидетельствованные в прошлых таймлайнах события, чтобы вам не приходилось специально вычислять те, которые вы еще не успели увидеть (не говоря о потенциальном микро-ветвлении одного и того же события в зависимости от обстоятельств).

В довершение хочется отметить еще одну немаловажную деталь. Игра, увы, бажная и тормозная. Она частенько зависает и вылетает. Не каждые 15 минут, конечно, но существенно чаще ожидаемого для инди-игры 2019 года. К счастью, частые автосохранения компенсируют большинство последствий технических недосмотров.

Elsinore — уникальная игра. И этим она ценна. Мало какая другая игра поместит вас в контекст каких-то событий и даст возможность вдоволь поиграться со всеми переменными с той же долей вариативности. Знание оригинала скорее всего окажется полезным, но я прошла игру имея весьма поверхностное представление о содержимом произведения Шекспира. Не стоит ожидать от Elsinore слишком многого, ее игровой процесс и хитросплетения впечатляют лишь поначалу. В итоге она оказывается просто неплохой игрой. Надобрать.

Обсуждение в telegram
Метки: ,