Каждый раз, составляя рецензию на очередную игру, я ориентируюсь на публикации, уже существующие в блоге. Новая вышедшая игра какой-то франшизы сравнивается с предыдущей. Стала ли игра лучше? В чем именно? А может есть аспекты, которые ухудшились? И так далее. В этой рекурсии легко можно утратить общую суть игры. Однако, рецензий на Ace Attorney у меня в блоге практически не было. И это связано с тем, что большинство из них были пройдены задолго до появления блога и писать об игре, в которую довелось поиграть десяток лет назад — не такое уж простое занятие. Можно многое упустить из виду. Поэтому встречайте новый формат. Общая рецензия на целую франшизу.
Мой блог практически целиком построен на одной простой идее. Я либо советую вам на что-то потратить ваше время, либо не советую. Однако, ответ на этот вопрос может меняться в зависимости от обстоятельств. Например, выходит новая игра, которая делает старую совершенно бессмысленной. В этом случае положительная рекомендация легко может стать отрицательной. Аналогичная ситуация происходит повсеместно, но имея в доступе такую крупную серию как Ace Attorney должно быть нетрудно дать по ней какие-то советы, которые будут актуальными на протяжении более длительного времени. Именно это я и собираюсь сделать. Стоит ли играть в Ace Attorney в 2023 году? Какие выпуски серии лучше? Чем лучше? Кто вообще разрабатывал сериал и какая у него предыстория? Сейчас все объясню.
Краткая предыстория
Любой сериал, ставший большим и известным, обрастает множеством мифов и легенд о своем зарождении. В особенности это касается раннего японского игропрома, в котором имена разработчиков часто даже не попадали в титры, чтобы талантливых ребят на захантили конкуренты. От всей этой загадочности а также трудностей перевода, множатся различные версии. Поэтому некоторые детали в разных историях могут отличаться. Но общая суть остается незыблемой.
Ace Attorney — это детище Сю Такуми, геймдизайнера из Capcom. Прежде чем заняться игрой своей мечты, он участвовал в разработке Resident Evil 2 и двух частей Dino Crisis (о которых вы, наверное, уже и не помните). Ace Attorney родилась в результате творческого перерыва Такуми, на который по разным источникам у него и команды ушло всего от полугода до года. Для игры, которая пытается основать новый жанр, это очень небольшие сроки. Сам релиз можно считать просто каким-то чудом и демонстрацией невероятной упрямости инициатора, которого неоднократно пытались отговорить от этой авантюры.
Как вы можете догадаться, игра в итоге вышла. Но конечный продукт имеет не очень много общего с изначальной концепцией. Большую роль в переработке плана сыграли коллеги Такуми. Именно благодаря талантливым коллегам те персонажи, которых мы видим в игре, выглядят именно так и ведут себя именно так. Коллаборация привела к тому, что некоторые персонажи из драфта были вычеркнуты совсем, а большинство — изменены до неузнаваемости. Так игроки получили медиумов, возможность контактировать с потусторонним миром и делать другие вещи, имеющие мало общего с повседневной реальностью.
И именно благодаря такой коллаборации мы имеем на руках целую серию игр, являющихся сатирической пародией на реальность, но все еще остающихся понятными каждому без изучения большого числа первоисточников (хотя знание поднаготной японского судебного регламента может обогатить ваш опыт). Ace Attorney — это в первую очередь комедия и уже во вторую — детектив. Колоритные персонажи и их реплики уже прочно закрепились в интернет-культуре и останутся с нами навсегда.
Я расписала лишь самую суть истории. Более подробный пересказ заслуживает отдельной публикации, или даже целой серии. Если вам интересно более подробно узнать об истоках серии, множество статей такого рода можно почитать в интернете.
Первая трилогия [1, 2, 3] (2001-2004)
Так как первая игра серии была принята очень хорошо, за ней последовала парочка сиквелов. Точно так же, как первая игра серии закольцовывается к своему завершению на общей сюжетной линии, объединяющей все дела, первая трилогия Ace Attorney объединяет в себя игры, рассказывающие историю самого Феникса Райта. Он появляется и в последующих выпусках, но центральную роль более не получает, отходя на второй план.
Все игры четко делятся на несколько крупных дел, каждое из которых может занимать от одного до нескольких игровых дней. Первое традиционно начинается прямо в суде и является туториалом для всего, что последует в дальнейшем. Несмотря на наличие внесудебного расследования в игровом процессе, игры серии помнят именно по баталиям в здании суда.
Сами баталии представляют из себя опрос свидетелей, предварительно хорошенько обработанных прокурором. Изредка игроку приходится представлять какие-то собственные догадки, но чаще всего целью является не декларация своей точки зрения, но поиск уязвимостей в показаниях допрашиваемых. Таким образом, даже если вы догадываетесь кто совершил злодеяние, это вам не сильно поможет. Это не столько усложняет игру, сколько позволяет вести игрока аккуратно по пути от полного непонимания произошедшего к постепенному прояснению картины. Некоторая аргументация в ходе процесса может быть не слишком очевидной, но в целом игру можно пройти без использования подсказок и с первой попытки.
Именно в зале суда нам доведется использовать два основных инструмента. “Hold it!” — просьба свидетеля рассказать более подробные детали текущего утверждения и “Objection!” — указание на несоответствие пересказываемой истории действительности. Опротестовать утверждение можно только имея на руках какие-то существенные улики. Просто так тыкать всеми уликами в каждую фразу затруднительно, потому что ошибки приближают нас к поражению и необходимости загружать сохранение на самое начало заседания.
Сами же улики собираются в процессе расследований — самой скучной и посредственной части игры. Незнакомые с серией могут подумать, что в AA можно легко проиграть, не получив доступа к каким-то полезным документам и это действительно было бы так, если бы каждое расследование не было приключением, полным триггерхантинга в поисках чего-то, что подвинет сюжет дальше. Не найдя абсолютно все, вы просто не продвинетесь. Осмотр локаций и разговор с персонажами выполнен крайне утомительно, что несомненно мешает игровому процессу. И оправдать эту половину игры у меня никак не получится. Наверняка можно было сделать ее и поинтереснее. Расследования эти настолько скучны, что не помогло им даже добавление новых геймплейных элементов, таких как psyche-lock во второй части. Имея на руках волшебную магатаму, Феникс может видеть когда другие персонажи что-то от него скрывают и выводить их на чистую воду благодаря корректно подобранным вещдокам.
Несмотря на свой почтенный возраст, первая трилогия остается интересной и стоящей ознакомления. Но если вы экономите время, первая часть все так и остается самой лучшей в серии, если не считать более поздние спин-оффы. Истории, которые рассказывают второй и третий выпуски, просто оказались менее вовлеченными и интересными, хотя тоже хороши и стоят внимания.
Чтобы сделать для себя игры про Райта менее утомительными, я прибегла к тактике “проходим одно дело и беремся за другую игру”. С таким подходом игра просто не успевает надоесть. Заглатывать игры серии за один присест – скорее всего не очень хорошая идея.
Вторая трилогия [4, 5, 6] (2007-2016)
Вторая трилогия оказалась менее однородной, чем первая. Их разработкой уже руководил в основном Такеши Ямазаки, хотя за сценарий отвечал все еще Такуми (и он не преминул воспользоваться таким шансом увести Феникса на пенсию). От этой смены поколений максимально пострадала первая игра цикла — Apollo Justice. Ее динамика оказалась существенно ниже, половина внесудебных сцен — полупустыми, а триггерхантинг — жестче. Но эти недочеты были учтены и исправлены в последующих двух выпусках. Более того, в Dual Destinies и далее можно не тыкать по всему экрану вслепую, благодаря последним технологиям в темном искусстве UX (курсор меняет расцветку при наведении на активный элемент). Исключается теперь и слепой перебор всех локаций в поисках уникального триггера, который вы забыли подергать. Игра недвусмысленно указывает вам на то, что вы посмотрели все, что вам требуется в каждой конкретной локации. Расследовать наконец-то стало проще!
Подобное оказуаливание коснулось и судов. Теперь поражение не приводит к необходимости загрузки сейва, но позволяет переиграть момент, практически не теряя прогресса. И тут можно было бы возразить: “Что же это за игра такая, в которой нельзя проиграть?”. Но понимание того, что ранее вас просто наказывали тратой вашего же времени, хорошо отвечает на этот вопрос. Нет никакого смысла по второму разу переигрывать суд, если вы уже знаете всю цепочку действий, которую нужно совершить, чтобы заново дойти до того же момента. В строго линейных визуальных новеллах нет необходимости вынуждать игрока проходить через один и тот же процесс из-за того, что он неправильно угадал вариант ответа.
Изменился не только UX, но и главный протагонист. Вторая трилогия повествует о пути новенького адвоката в конторе Феникса, Аполло Джастис. У него своя предыстория, повадки и способности. Магатамы, позволяющей считывать ложные показания, у него нет. Но он может видеть малозаметные движения других персонажей, которые являются реакцией на какие-то слова или улики.
Вместе с Аполло, сериал пополняется множеством других запоминающихся персонажей, которые прочно закрепились в каноне. В особенности стоит отметить Эму Скай, которая появляется впервые в переиздании третьей игры про Феникса на DS и знаменует своим появлением целый ряд новых судебно-медицинских фишек, таких как использование люминола или порошка для снятия отпечатков пальцев. Разумеется, для проведения последней операции, вам придется дуть в консоль.
Несмотря на посредственное качество двух первых игр, вторая трилогия все еще остается актуальной. Во многом благодаря Spirit of Justice, самой лучшей и интересной из трех. Так как она намного гуманнее любой игры из первой трилогии, возможно имеет смысл начать свое знакомство со второй трилогией именно с нее (но она закрывает всю арку истории Аполло, имейте это в виду).
Дилогия Ace Attorney Investigations [1, 2] (2009, 2011)
Следуя дальше в околохронологическом порядке, следует рассказать про первый спин-офф. Его разработкой тоже занимался Такеши Ямазаки и это была первая игра, разработкой которой ему доверили руководить полностью. И боже мой, какие же это хорошие игры! Если изначально у меня были какие-то сомнения в компетентности ученика Такуми, то после прохождения двух AAI они полностью отпали.
В этих двух играх нам впервые позволят поиграть за прокурора Эджворта и принять непосредственное участие в детективном расследовании, не доходя до суда. Хороши они в первую очередь тем, как преображают процесс расследования из основной линейки игр и делают его интересным и затягивающим. Майлзу предстоит не только искать улики и разговаривать со свидетелями, но вступать с ними в дебаты и связывать найденные свидетельства и полученные показания в логические цепочки.
AAI хороши не только геймплейно. Она интересны и своим нарративом, выстраивающим занимательную картину политических взаимодействий, коррупции и предательства. По характеру игры сильно отличаются от основной серии, поэтому могут вам зайти даже если игры про Феникса показались не слишком интересными. Камнем преткновения будет разве что отсутствие официального перевода второй части. Но зато есть фанатский.
Professor Layton vs. Phoenix Wright (2012)
Этот кроссовер — одиночная игра, которая заслуживает нашего внимания в основном из-за того, что в ее разработке Такуми тоже принимал активное участие и она все-таки имеет отношение к сериалу. В теории, Лейтоновские головоломки должны были только помочь систематически скучным расследованиям обрести какой-то геймплей. Однако, Лейтон — игра не для всех. И головоломки в этой игре могут вас очень сильно утомить. Тем паче, что механики из игр про профессора археологии никак не эволюционируют в кроссовере, но судебные заседания выглядят несколько иначе, чем мы привыкли их видеть.
В кроссовере, игровая вселенная которого построена вокруг средневекового сеттинга, опрос всех свидетелей происходит одномоментно. Они говорят разом, перебивают и противоречат друг другу. Помимо обычных расспросов и предоставления улик, игрок может указывать на эти противоречия в показаниях свидетелей или дать высказаться кому-то, кто явно поменялся в лице после высказываний своего соседа.
От игры веет некоторой вторичностью, но я бы записала ее не только в число очень хороших кроссоверов, но и в принципе игр про Феникса Райта, которые заслуживают внимания, если вам нравится сериал. Возможно это даже лучший способ зайти в линейку игр про Лейтона, если с серией Ace Attorney вы уже хорошо знакомы. Вдруг понравится.
Дилогия The Great Ace Attorney [1, 2] (2015, 2017)
После того как Такуми отошел от дел, передав дела Ямазаки, было довольно странно наблюдать за его триумфальным возвращением. Известие это, однако, непременно радостное, потому что игры вышли потрясающими и им не помешала даже полная замена всех персонажей и сеттинга.
Ситуация с выпуском Ace Attorney на западе такова, что многие игры выходят поздно или лишаются физического издания. С TGAA едва не вышло даже хуже. Изначально обе игры вышли в Японии на 3DS и одну из них даже успели перевести фанаты. Переиздание на Switch (спустя шесть лет после выхода первой части!) и выпуск обеих игр на английском — какое-то невероятное событие, учитывая что Capcom изначально не планировали издавать эти игры на западе.
Две лучшие игры серии, тут даже обсуждать нечего. Технически это одна игра, состоящая из двух половинок. Оба сюжета зацеплены друг за друга намного сильнее, чем игры в первой или второй трилогии или обе AAI. Но в результате получилась оригинальная история, с кучей интересных персонажей, увлекательными расследованиями и новой механикой дедукции с Шерлоком (который в локализованной версии стал Херлоком из-за проблем с правами).
Помимо прочего, игра наследует механику опроса нескольких свидетелей из PL vs PW, которая в этом выпуске находит свое место в переубеждении присяжных. Оказывается, даже без всякой паранормальной чуши с переселением душ, можно сделать очень интересно! Стоит отметить и сюжет, который стал несколько более взрослым и вдохновленным скорее играми Ямазаки, чем Такуми.
Как я писала выше, TGAA — самый лучший способ зайти в серию. Он не требует никакого знакомства с более ранними выпусками, интересен, меметичен и является более современной игрой, которая не будет вас наказывать за ошибки так жестко, как ранние выпуски.
Итого
Вторая часть TGAA — на текущий момент последняя игра Такуми и последний выпуск серии. И будущее сериала под большим вопросом. Не только потому что продажи игр серии чаще всего не устраивают Capcom, но еще и потому что Ямазаки уволился из компании в 2020 году.
Впрочем, серия завирусилась настолько, что все еще остается очень ценной франшизой для компании и хорошей идеей для инди-проектов. Кроме того, даже если Такуми более не будет заниматься не одной игрой серии, мы непременно получим что-то заслеживающим не меньшего внимания. Прекрасным примером будет Ghost Trick, которая не получила вообще ни одного продолжения, но является хорошим концентратом юмора, головоломок и просто интересного нарратива.
Игры в серии Ace Attorney остаются актуальными, несмотря на возраст. Это такое же культурное достояние всей индустрии, как Тетрис, Марио или Disco Elysium. Кроме того, они хороши и сами по себе. Это хорошие головоломки и интересные истории, хоть иногда и проседающие в качестве игрового процесса. Надобрать.
Обсуждение в telegram