Ну вот мы и в 2023. Давайте разбираться что произошло. Тем, кто не живет в информационном вакууме, понятно что тут сейчас будет. Ну а поскольку я нахожусь на территории РФ, то чтобы меня не убили и не посадили нужно использовать особые слова.
Обычно фиксацией убытков называют процесс, который эти убытки, собственно, останавливает. Но поскольку этот процесс не в нашей власти, мы посмотрим на то что есть и будем повторять эту процедуру пока процесс не остановится, либо нам не надоест. Давайте приступать.
Мы вернулись в начало нулевых
Пока что не в девяностые. Для этого предстоит еще много работы тем, кто управляет процессом. Видимо, в этом вся суть непрекращающегося кретинизма. Итак, что же это означает?
Как и в нулевых, у нас больше нет простой возможности покупать лицензионные игры. Они либо привозятся по параллельному импорту, либо покупаются через интернет посредством VPN с использованием карт цивилизованных стран. Либо покупаются в Steam с безумной наценкой за конвертацию в тенге. Ну или скачиваются бесплатно с торрентов.
Как и в нулевых, официальных русскоязычных переводов не существует (они пока еще есть, но ждите, это скоро случится). В этом вся суть нулевых. Как и двадцать лет назад, огромное число сервисов теперь недоступно в России. Дежавю. Это конечно же приведет к тому, что ту работу, которая была проведена за все это время, с целью научить людей покупать интеллектуальную собственность (а не скачивать ее бесплатно), придется проделывать заново. В этом году я хотела написать заметку о пиратстве, но видите как все интересно обернулось. Сейчас бы пришлось переписывать.
Интересная особенность новых нулевых в том, что игровых разработчиков у нас теперь нет. В прошлые нулевые мы видели какое-то количество качественных отечественных игр. Теперь у нас есть только две ниши — гипер-кэжуал для мобилок и скромные фанатские инди проекты. Иногда очень качественные, но редкие. Зато вот смотрите какая штука:
Цели реализации этих мер изложены в отдельном документе, подготовленном АРКИВС. Из него следует, что к 2030 году российские студии выпустят 25 AAA-игр (высококачественные проекты с бюджетом от 6,5 млрд руб. на каждый) и 40 AA-игр (проекты с бюджетом до 1,6 млрд руб.) для компьютеров и консолей. При этом отечественные предприятия выпустят к 2030 году две новые игровые консоли (сейчас на рынке наиболее популярны Xbox от американской Microsoft и PlayStation от японской Sony).
Никита Королев, Коммерсантъ
Чего нашим властям не занимать, так это воображения. Ведь не хватало только вот такой вот инициативы чтобы российский игропром расцвел во всей красе. Можно порадоваться, что пока еще есть что пилить.
Кроме того, мы потеряли связанные с играми инициативы. Это, конечно, Игромир и DevGamm. Первый просто обанкротился. Что забавно, ни слова об этом на наших любимых игровых ресурсах не было. Пока банкротство просто не состоялось. Но гибель журналистики, пожалуй, запишем в потери прошлых лет. Входим в новые нулевые без игрожура.
Картинка слева — единственный вещдок, который мне смог хоть как-то объяснить что стало с площадкой. Я ради интереса сходила на их сайт в конце ноября. И обнаружила что он все еще живет в 2021 году.
Так как отечественный игропром тоже мертв, ждать какой-то замены известной выставки в ближайшие несколько лет точно не стоит. DevGamm просто ушел. Не обанкротился, что уже радует. Но даже если он вернется, организаторам предстоит проделать много работы, прежде чем они смогут собирать такие же толпы, как прежде.
Все это конечно печально, но не конец вселенной. Как я писала ранее, давайте постараемся хотя бы остаться людьми. По соцсетям видно что это уже само по себе непростая задача. Давайте попробую перейти к хорошему.
Хорошее
Блог жив! Он, правда, потерял посещаемость на большую часть года, но это было трендом еще до начала процесса. Сейчас его оплачивает моя сестра (кек), потому что у меня нет карт, с которых это можно сделать. Невзирая на все сложности, я продолжала писать в блог и качество материалов в среднем точно не опустилось. Вот такие вот интересные метастатьи можно было почитать в этом году:
- Как сделать свою первую видеоигру
- MMORPG. Зачем?
- PlayStation 3
- Vas3k GameJam III
- Ачивки
- Не надо бояться
- Как собрать свой игровой ПК
- Три Тела
- PlayStation 4
- Зачем нужны инди игры?
- PlayStation Portable
- DF Mag
Не факт, что у меня будут дровишки на поддержание подобной инициативы весь следующий год.
Я, в итогах за прошлый год
Прилично! Кажется, у меня получается писать по одной мета-статье в месяц. Как видно, я покрыла почти все консоли от Сони. Остались только обе первые PlayStation. Но мне пока нелегко выбрать тему, поэтому я совсем не откажусь от ваших вопросов и предложений.
Мой блог — личное хобби. Он не приносит мне денег и всем этим добром я занимаюсь себе в убыток. Но мне будет приятно, если вы приведете ко мне друзей, все-таки наличие постоянных читателей меня несколько мотивирует продолжать этим заниматься)
Статистика
Циферки:
- Самая длинная публикация — 2616 слов;
- Самая длинная рецензия — 2352 слова (больше, чем 2282 слов в 2021);
Самые читаемые статьи (из опубликованных в 2022):
- Vas3k GameJam III
- Нет «специальной операции»!
- 2021. Игра года
- Почему вам не нужен Steam Deck
- Как сделать свою первую видеоигру
Статьи я смотрела по статистике Matomo. Довольно трудно понять, какие из них в самом деле более читаемые, потому что разные сводки показывают разные цифры. Но думаю что примерно так топ и должен выглядеть.
Чего новенького
PS5
Неожиданно, мне подарили PS5 на ДР. Она конечно была в вишлисте, но это скорее был стеб чем серьезное предложение. В итоге она просто заняла место PS4. Не более того. Я попробовала этот ваш некстджен. Но никакого вау-эффекта он уже не оказывает. Самое бессмысленное поколение консолей. Да и игры до сих пор выпускаются под PS4. Трудно понять что с PS5 станет в итоге. Но мне конечно приятно иметь новенькую консоль, потому что игры на нее непременно выйдут. И так или иначе покупать бы ее все равно пришлось. Но это справедливо отнюдь не для всех.
Контроллер Xbox Series
Заряжать свои дуалшоки раз в два часа — занятие для тех кто в игры играет очень мало. Мне нужен был контроллер для игр в Steam. И дуалшок не годился для этой цели, потому что он постоянно разряжался. Я возможно напишу в этом году пост про контроллеры, но если кратко, боксовый контроллер немного другой и по-своему хороший. Основной проблемный момент — триггеры и вес. У боксового контроллера шифты кликают как кнопки мыши, примерно то же самое можно сказать про крестовину. Ну а триггеры — просто какой-то недодизайн. Надо было просто воровать то, что было у Sony. Что касается веса, то тут все логично. Раз геймпад работает дольше, весить он тоже будет больше. Здорово, если бы было какое-то промежуточное звено — не 20 часов работы, а 10. И средний вес между боксовым контроллером и дуалшоком. Было бы идеально.
Книжки
В этом разделе так много текста, что хоть новый канал про книжки открывай!
История Nintendo (часть 3)
Третью книжку я читала не имея двух первых. Теперь у меня обе первые книжки есть, но прочитаю я их как-нибудь попозже. Третья очень хороша. Она немного страдает от того, за что я ругала DF Mag (сама собой закрывается). Но зато картинки цветные раритетные! И вся история по полочкам разложена. Кроме того, там написана история Стиплера и европейского рынка видеоигр в процессе самого его зарождения. Горячо рекомендую вообще всем, кто историей видеоигр интересуется.
Лучшее в нас
Несмотря на то, что человечество часто нас разочаровывает, я склонна верить в то, что мир становится лучше. И лучше он становится довольно стремительными темпами. Поэтому я находила чтение книжки Стивена Пинкера довольно странным занятием. Зачем меня убеждать в том, во что я и так верю? Оказалось, что миссионерская роль книжки вторична. Первичным является объяснение факторов, которые приводят к уменьшению насилия. Конечно же Пинкер немного подгоняет теорию под практику, но некоторые моменты просто открывают глаза и помогают получше понять других людей.
В: Что общего у рыбы и вороны?
Глава 9, страница 813
О: Рыба — она живет в воде. Ворона летает. Если рыба плавает у поверхности, ворона может ее поймать. Ворона может съесть рыбу, а рыба не может съесть ворону.
В: Вы можете назвать их одним словом (например, животными)?
О: Называть их “животными” будет неправильно. Рыба не животное, и ворона тоже… Человек ест рыбу, а ворону не ест.
До появления общедоступного образования, люди мыслили совершенно другими категориями.
Spin Dictators
С наступлением 24 февраля все успели рассказать Гуриеву, что его книжка уже утратила актуальность. Очень смешно. На самом деле его книга полна интересных наблюдений, которые помогают понять чем же спин диктатуры (ранее он называл их информационными автократиями) отличаются от демократий. Одновременно с этим авторы объясняют как произошла эволюция диктатур страха (Сталин и его друзья) в новомодные диктатуры спина и какое влияние эти новомодные диктатуры оказывают на окружающие их демократии. Это особенно полезно знать тем людям, которые живут в странах с такой формой устройства. Книжка на английском и перевода ждать не стоит. Вообще книга может оказаться серьезным фундаментом для изменений в мировой политике. Но может и не стать, конечно.
Пять пороков команды
Микроскопическая книжка, которая зайдет всем менеджерам. Бизнес-роман здорового человека. Нельзя сказать, что мое прочтение этой книги привело к каким-то немедленным действиям, но понимание того к чему нужно стремиться определенно улучшилось.
Не рычите на собаку!
Читала ее как продолжение идей ненасильственного общения, но в итоге пришла к выводу, что самая интересная мысль книги — в том, как можно более эффективно дрессировать себя и других представителей фауны. Теперь к моему плану задач идет еще и система вознаграждений. Я закупила себе акриловые кубики (которые для настолок используются), сунула часть из них в маленький мешочек и вытаскиваю случайный кубик за каждые три сделанные задачи (но некоторые задачи ценятся дороже). Каждый обычный прозрачный кубик ценится в 750 рублей, которые я могу потратить на всякую чушь, которая не нужна для моего выживания. Помимо прозрачных кубиков есть еще непрозрачные. Если такой достать, то чтобы положить его к себе, нужно будет сбросить 6 прозрачных кубиков одного цвета (либо пять бесцветных, они типа рарные). Если так сделать не получается, то его нужно отправить обратно. Такая система приводит к компактизации числа кубиков и придумыванию стратегии какие именно кубики лучше сбрасывать. Там на самом деле еще нюансы есть, но вы уже поняли что я люблю переусложненные вещи. Скорее всего вам достаточно будет более простой системы, если вы хотите устроить что-то похожее.
Дюжина Лекций: Шесть Попроще и Шесть Посложнее
Мои отношения с физикой довольно сложны. Я хочу ее понять, но не могу. Аналогичная ситуация произошла и с этой книжкой. Мое недоумение вызывает аргументация в духе “Согласно закону сохранения энергии такого произойти не может, следовательно…”. Сам закон сохранения энергии по сути является недоказуемой аксиомой, которая просто сходится с обстоятельствами реального мира. Таким образом, если что-то все-таки нарушит физическую аксиоматику, всю физику нам придется пересматривать. Ужасающая перспектива.
Но я могу с этим смириться и если кто-то сможет мне понятно объяснить простые физические законы, я их приму к сведению. Фейнман в этом плане большой молодец. Жаль только, что человеческий мозг неспособен мыслить категориями ОТО. На такое способны только физики, кажется.
Человек для самого себя
Я не считаю философию наукой в современном понимании этого слова. Но раз уж мне порекомендовали Фромма и даже дали саму книжку, то почему бы и нет? Еле продралась через него, в общем. И здесь я о ней пишу не для того, чтобы вам всем порекомендовать, а просто чтобы кому-то пожаловаться. Есть такие писатели, которых хлебом не корми, дай повыпендриваться, пожонглировать словами. Так что каждую страничку я перечитывала раза два. И все равно большая часть смысла этой книги осталась для меня недоступной.
Но вы можете и почитать конечно. Книжка неплохая.
Конец Вечности
Фикшн я тоже почитала, но мало, всего две книжки. Азимов очень крутой, что тут сказать. Интересный мир, который переплетается с тем, в котором мы живем. Книжка коротенькая, но после нее хочется прочитать и остальные произведения фантаста.
Vita Nostra. Работа над ошибками
А вот Дьяченки расстроили. Первая Vita Nostra — шедевр, читающийся на одном дыхании. Ее совершенно ненужное продолжение — какой-то фанфик, не содержащий в себе практически ничего кроме любовного романа для женщин за 50. Ненадобрать.
Остальное
Джемы
В этом году был только один джем и я заняла на нем второе место (из четырех участников). Меня в итоге заломало чинить там один баг, но в целом в игру можно поиграть. Она довольно хардкорная, но в нетипичном для меня направлении. Это в своей сути казуальная игра, которая просто издевается над вашим мозгом. Стоит отметить, что у некоторых однозначно получается играть в нее лучше, чем у других. И это обусловлено не опытом в играх. Возможно, моя игра подходит для проверки каких-то особенностей строения мозга. Но я не специалист по нейронаукам, чтобы понять какие именно. Интересно получилось.
Прямо сейчас, когда я это пишу, в процессе находится следующий джем. И у меня будет игра на него. Но на этот раз я ее делаю, видимо, не в одиночку.
Музыкальный канал в тележке
Все тот же самый, что в прошлом году. Пишу о нем просто чтобы вы знали, что такой есть. И канал с обуждением статей есть еще. На музыкальном сейчас режим два исполнителя и три трека в неделю. В первую очередь он предназначен для обнаружения интересного. Я стараюсь не повторять исполнителей и регулярно сменять “сезон” — в канал попадают самые разные жанры. Так что вы в нем что-то найдете даже в том случае, если вам не понравятся последние треки на момент подключения канала. Если со мной что-то случится, музыки там зашедулено до самого августа уже. Наслаждайтесь.
Настолочки
В прошедшем году я поиграла в несколько настолок. На две из них есть обзоры в блоге. Помимо них я сыграла в карточный Ужас Аркхэма и даже прошла первую кампанию (Данвич). Думала написать о ней, но начала Каркозу и не закончила ее. Игра хорошая, я к ней вернусь обязательно. Вторая игра, к которой я тоже вернусь — Шерлок Холмс: Детектив-консультант. Тоже прошла через несколько дел, но не доиграла до конца.
The Expanse
За этой штукой я провела первые полгода. Сериал очень крутой, жаль что он обрывается в конце второго цикла книжек, по мотивам которых он снимался. Книжки я теперь конечно хочу почитать. Вселенная получилась очень интересной и полной запоминающихся персонажей. Годнота, всем рекомендую
Advent of Code
Я отношусь к спортивному программированию как к довольно бессмысленному времяпровождению. Если есть время — лучше сделать что-нибудь полезное, чем делать что-то, что делают еще тысячи людей от безделья. Да еще и мозг напрягают ради этого. Но иногда подобные головоломки действительно могут быть полезными. AoC не ставит перед вами ограничений в том, как вы будете решать задачи. Есть формулировка задания, тестовый пример, ваши входные данные и поле для ввода ответа. Ответ можно хоть самостоятельно найти по вводу, даже не программируя. То, что нужно. Именно такие задания дают необходимую свободу, позволяют творчески мыслить и превращают задачи AoC из литкода в интересные паззлы, которые можно решать разными способами.
По итогу я прорешала все 25 задачек и некоторые из них были для меня настолько сложными, что на них уходил едва ли не весь день. Кроме того, я освоила несколько новых для себя техник, которые, к большому сожалению, ломают весь шарм от подобных заданий – это BFS + DP. Часть задачек остается интересной, но многие из них просто ломаются о подобный перебор всех вариантов. В целом прорешивание всего календаря было увлекательным и полезным занятием. Посмотрим, буду ли я этим заниматься в следующем году.
Что дальше
Дальше — жизнь. Для тех, у кого она еще есть. Несмотря на все вызовы, которыми был так богат 2022 год, приключение продолжается. Главное — сохранять оптимизм и стремление к лучшему. Было бы здорово сказать, что следующий год будет точно лучше прошедшего. Было бы здорово сказать что теперь-то мы ко всему готовы. Нет. Дно еще не пробито. Можно опускаться еще ниже. А поэтому зафиксируйте свои личные убытки. Возможно, это поможет вам перестать цепляться за то, что должно было произойти, но не произошло. Поможет получить из 2023 куда больше пользы, чем вы смогли получить из 2022. С новым годом!
Как обычно, через неделю у меня должны выйти игровые итоги года, а дальше все пойдет как прежде — немножко рецензий и одна мета-статья в месяц.
Фото: Сергей Галенкин (хорошо, что у него подходящие всегда есть)
Обсуждение в telegram