В моем блоге было не так уж много рецензий на бесплатные игры. Это, конечно же, связано с тем, что в такие игры я практически не играю. Но я с ними знакома и имею весьма подробное представление о том, как они работают. Более того, я хочу рассказать вам о об этом, чтобы вы тоже перестали спонсировать их производителей. Даже если вы просто играете в них, не платя ни копейки, вы все равно помогаете индустрии, которая паразитирует на человеческих слабостях и добром имени видеоигр.

Начнем с основ. Практически любая бесплатная игра будет так или иначе привязана к игровым серверам. Никто обычно не раздает бесплатные оффлайновые игры. Единственное исключение — демки и различные игры в формате сериала, которые никак нельзя сопоставить с тем, что я буду перечислять далее. Таким образом, все эти игры онлайновые. При этом вы как можете видеть других игроков, так и играть в игру в одиночку. Давайте начну с самых лайтовых примеров и к концу перейду к абсолютному злу.

MOBA-игры

MOBA — сравнительно молодой жанр онлайновых игр. Такие игры чаще всего монетизируются самым безобидным образом. Они просто продают различную визуализацию во встроенных магазинах. Таким образом платящие игроки могут выделяться относительно не платящих. И это все, на самом деле. В MOBA играх нельзя купить специальные артефакты облегчающие игру, как это происходит в тех же MMORPG. Но в них нередко можно купить какие-нибудь бусты на опыт. Вы играете по тем же правилам, что другие игроки, просто вам нужно играть меньше, чтобы получить те же самые бенефиты, вот и все.

Так выглядел игровой магазин Лиги Легенд раньше. Не представляю как он организован сейчас, но ранее ничего кроме скинов и бустов в нем не продавалось

Монетизация такого формата заслуживает уважения. Имея доступ к платежеспособной аудитории, разработчики сохраняют душу и не опускаются до простой формулы “заплати и доминируй их всех”. Единственный грешок за ними заключается в периодической смене правил игры и специальных режимах, что неплохо играет на вашем FOMO. Вы подсознательно боитесь, что в игре что-то произойдет без вас. Какая-то особенная акция ограниченного времени действия. Или вам на почту пришло оповещение “Давно вас не видели, вот вам маленький бонус чтобы вы еще поиграли”.

Зло? Немного, но вообще это относительно здоровая схема.

Условно-бесплатные MMORPG

В эту категорию входит огромное число различных гриндилок, которые вместо абонентской платы вводят различные другие механизмы монетизации. Часто абонентская плата в них все равно есть, но существует возможность продажи игровой валюты кому-то еще, чтобы он заплатил вашу абонентку за вас. Это работает следующим образом. Есть некий аукцион-очередь, на котором вы размещаете свои игровые деньги. И есть другой игрок, который покупает ваш лот за реальные деньги. Он получает ваши миллионы игровой валюты, а вы — подписку на месяц. Идеальный симбиоз.

Кафра магазины с предметами за донат появились в RO позднее. Изначально игра была доступна исключительно по подписке

Ну а теперь разбираемся как это работает с точки зрения владельца всей экосистемы. У него есть огромная не платящая аудитория (в такие игры часто играют люди, не способные зарабатывать деньги самостоятельно, или считающие, что тратить деньги на игры — это какой-то зашквар). Эти игроки создают массовку и фармят все нужное для повышения качества жизни платящей аудитории, потому что за игровую валюту можно купить практически что угодно и по довольно приятным ценам. Так что модель получается крайне эффективной. Люди с кошельком экономят свое время, но тратят деньги, чтобы поиграть с комфортом. А все остальные работают на их привлечение.

Здесь стоит понимать, что владельцу платформы (игры), нужны именно платящие клиенты. И он будет всячески поддерживать поток реальных инвестиций в игру. Зачастую это выражается в добавлении специальных магазинов, где можно покупать разные ништяки за реальную валюту. И нередко случается такое, что вся остальная игровая экипировка просто меркнет в сравнении с VIP-обвесом. От подобного страдают очень многие корейские MMO.

Royal Quest была похоронена своей монетизацией практически сразу же. Вместо того чтобы потихонечку вводить плюшки, она ограничивала игрока во всех, касающихся удобства игрового процесса, аспектах сразу на релизе.

MMORPG изобрели дейлики и специальные ивенты намного раньше, чем MOBA-игры появились на свет. Поэтому им очень свойственна манипуляция страхом остаться в стороне и случайность дропа, которая приводит к бесконечному гринду с заранее неизвестным результатом.

Зло? Зло. Абсолютное? Нет.

Мобильные гриндилки

Становится тепло. Это потому что мы начинаем спускаться поближе к аду. Этим заголовком я обозначаю категорию игр, которые пошли сначала с браузерных игрушек, встроенных в различные соцсети, но сейчас заполонили все плеймаркеты и аппсторы. Отдельной категории заслуживает один из подвидов таких игр, о котором я поговорю немного ниже.

А пока речь идет о различных экономических симуляторах и играх три-в-ряд. От экономичности в этих играх конечно же нет ничего. Это просто бесконечная гонка за дофамином. Построй новый домик — получи более быструю аккумуляцию игровой валюты. Никакой модели экономики в этих играх просто нет. Они работают куда интереснее. Вместо того, чтобы ограничивать вас в бесконечной застройке все более крутыми домиками, они ограничивают число действий, которые вы можете сделать в игре за день. С одной стороны — красота такая, игра сама вас ограничивает, чтобы вы в нее поменьше играли! Вот это забота! Но вы же понимаете, что это не от доброты разработчиков, верно?

На самом деле эта схема приводит к диаметрально противоположному результату. Теперь, вместо того чтобы пройти игру за неделю, вы играете в нее годами, иногда десятилетиями. И если вам не понятно почему так происходит, я объясню. Здесь большую роль играют два фактора:

  • Вас подсадили на дофаминовую иглу. Вы помните что в прошлом вам доставляло удовольствие и продолжаете это делать, несмотря на постоянно снижающиеся результаты. Это справедливо и для MMORPG, но у мобилок жизненный цикл существенно короче, поэтому они начинают злоупотреблять вашими потребностями существенно раньше
  • Игра поощряет вас, когда вы выстраиваете вокруг себя систему социальных связей прямо внутри игры. Для этого она выдает вам реферальные ссылки и предлагает тыкать ими всех своих друзей, чтобы они тоже оказались в секте.

Вам может показаться, что это не очень важно, ведь вы не тратите свои деньги в игре. Но вместо этого вы тратите свое время. Для того, чтобы сделать в игре чуть побольше действий вы тыкаете в кнопочку “посмотреть рекламу”. И таким образом вы напрямую поддерживаете разработчиков подобных проектов. Вроде бы ферму строите вы, но доят почему-то вас.

Зло? Зло. Абсолютное? Да. В эту категорию попадает бесчисленное множество игр, выпускаемых на мобильных платформах. Они заполонили сторы настолько, что отыскать что-то заслуживающее внимания едва ли возможно.

Гача

Вы могли предположить, что вот оно, мы достигли ада. Но нет, мы его прошли и опустились еще ниже. Здесь нашему вниманию предстает казино. В реальном мире большинство стран почему-то запретили или сильно ограничили азартные игры. Хорошо, что есть виртуальный мир!

Гача-игры – это квинтэссенция зла. И зло это всеобъемлюще, ведь подобные игры выходят теперь не только под браузеры и мобилки. В них можно поиграть и на PS5!

Ты думаешь что это Зельда, но это не Зельда. Не играй, подумой!

Возможно вы сталкиваетесь с этим термином впервые, поэтому давайте я объясню. Предположим, вы играете в пошаговую стратегию, побеждаете и вместо (или вместе) фиксированного вознаграждения, получаете случайное. Это может быть как какой-нибудь простенький лут для апгрейдов, так и новые юниты. И раритетность этих юнитов тоже варьируется. Есть такие, которые просто лучше других по всем своим характеристикам, есть такие, которые безусловно хуже. Баланса чаще всего не наблюдается, в этом вся суть. Часто игровой процесс уступает первое место процессу, собственно, сбора всех покемонов.

Термин пошел от японских автоматов с игрушками. Внутри такой машины видна россыпь капсул и вы, закидывая монетку, не можете предугадать что именно получите. Это настоящий кошмар для коллекционеров, ведь шанс достать строго одну определенную фигурку довольно мал или может оказаться вовсе нулевым, вы же не знаете заранее какими фигурками заполнен автомат. Вполне вероятно, что искомой фигурки там нет вовсе.

Несложно догадаться, что механики гатяпон-автоматов очень хорошо сочетаются с остальными темными паттернами, которые я перечисляла выше. Гача выводит рандомизацию дропа и микротранзакции на совершенно новый уровень. Здесь не только можно донатить, но можно донатить бесконечно много, ведь вам так хочется собрать всех персонажей и закрыть гештальт. Получается прекрасное легализованное казино.

Зло? Нет. Гача существует вне рамок. Она проходит тонкую грань за пределом зла и вырождается во что-то совершенно новое.

Систематизируем информацию

В традиционном смысле видеоигры являются продуктом развлекательной индустрии. Вы покупаете “билет” и получаете доступ к развлечению. Вы заранее выбираете каким оно будет. Можете учитывать количество свободного времени, свои навыки и пожелания в жанрах и сеттинге. И так, взвесив все факторы, вы совершаете выбор. Важный не только в том аспекте, за что вы заплатите, но и также и в том, на что вы потратите свое время.

Приведенные выше механизмы показывают как этот порядок можно развернуть, если перенести точку оплаты. Вы все равно тратите свое время, но можете сэкономить деньги. И если у вас много времени, но мало денег, это может оказаться оправданным вариантом. Но что-то мне подсказывает, что это справедливо лишь для очень юной аудитории.

В тех случаях, когда денег у вас достаточно, наблюдается интересная закономерность “Я уже потратил(а) на эту игру месяц своей жизни, почему бы не заплатить таким хорошим разработчикам?”. Эта мысль может показаться резонной, но на самом деле вами просто манипулируют. Прогрессия в большинстве подобных игр логарифмическая — чем дольше вы играете, тем меньший выхлоп за свое время вы получаете. Но если вас не смущает совершение небольших взносов в фонд благополучия разработчиков, эта зависимость может либо стать линейной, либо приблизиться к таковой. Так что игровая математика всегда работает против вас и призвана аккуратно найти момент, в котором вы сломаетесь. После этого вытаскивать из вас все больше и больше денег не должно быть проблемой, потому что в ином случае вам предстоит фиксировать убытки. Ведь теперь вы потратили не только свое время, но и деньги. Ничего не напоминает? Примерно так же действуют мошенники, которые раздают поддельные духи у выходов из метро. Первым и обязательным пунктом в их программе является вручение вам пакетика с подделками. И уже после этого они начинают вешать вам лапшу на уши.

Абзац выше может звучать неприятно, но этот будет еще хуже. Современные бесплатные игры тесно переплетены с исследованиями бихевиоризма. Под этим грозным словом скрывается относительно точная наука, которая позволяет предсказывать и манипулировать поведением животных. И люди, как можно догадаться, входят в сферу исследований этой науки. Сам Скиннер в представлении не нуждается, как и его эксперименты. Если же вы все-таки не имеете представления кто это, я рекомендую вам провести самостоятельное мини-исследование на эту тему, благо все источники находятся на поверхности (в эту публикацию они просто не влезают, она и так большая). Нужно ли говорить о том, что с тех времен наука заметно продвинулась вперед? Кроме того, она смогла очень тесно интегрироваться в игровую индустрию.

За примерами далеко ходить не нужно. Можно взять абсолютно любой айдлер и посмотреть на его внутреннюю математику. Эти игры до безобразия аддиктивны, но их геймплей сведен до простого нажатия на одну кнопку. Все механизмы работают ради того, чтобы вы подольше оставались вовлеченными, хотя и не все игры этого жанра нацелены на монетизацию.

Вы можете возразить. Сказать, что хорошие игры остаются хорошими играми независимо от выбранной модели монетизации. Но это неправда. Игры, построенные поверх free-to-play механик изначально проектируются иначе. И это рушит стандартные механизмы обратной связи. Игрок не знает по какой причине он проигрывает. Либо ему не хватает навыков, либо ему не хватает уровней в игре. Но разработчики подскажут вам, заботливо подсунув окошко для доната сразу после экрана поражения.

Итоги

Оплачивая, или даже просто играя в игры, эксплуатирующие перечисленные выше механики, вы поддерживаете их разработчиков. А это двигает их делать такие же игры и в дальнейшем. Неспроста индустрия обрела поистине космические масштабы. Многие IP перешли на мобильные рельсы, а российская игровая индустрия теперь представлена преимущественно в сфере мобильной разработки. Это смещение акцента является следствием диспропорции в финансовом выхлопе таких проектов. До тех пор, пока баланс перекошен, мы будем продолжать терять то, что достойно называться видеоиграми. И получать вместо этого бесконечные казино.

У меня со временем выработался иммунитет к ряду подобных манипуляций и теперь вместо того чтобы подсаживаться на игру, она чаще всего вызывает у меня неприязнь из-за своего манипулятивного характера. Но если у вас не было подобного опыта, защитить себя будет сложнее. Можно, однако, придерживаться простых правил. Не играть в игры с микротранзакциями вовсе, либо стараться рефлексировать на тему того, какие эмоции у вас вызывает игра. Скорее всего это будет непросто. Но перед этим стоит поиграть хотя бы в какую-то одиночную игру. Чтобы правильно настроить баланс белого.

P.S. Я затронула в этой публикации очень много разных жанров и аспектов. Если закапываться в них достаточно глубоко, то можно узнать еще массу интересного. Я затрагиваю все эти аспекты лишь поверхностно, чтобы дать представление о том, какие способы манипуляции используют видеоигры и почему это не очень хорошо. Но тема эта очень плодотворна и вы наверняка сможете найти и другие источники информации, если она вас заинтересовала. Возможно когда-нибудь и я у себя в блоге опишу что-нибудь поподробнее, кто знает…

Обсуждение в telegram