По удивительному совпадению, в этом месяце я пишу сразу о трех книжках. Две из них посвящены Heaven’s Vault. А третья – произведение Лю Цысиня, “Задача трех тел“. Но это не будет рецензией на саму книжку, я буду рассказывать о том безобразии, которое предстает в этой книге под названием “Три Тела”. Как сюжет большинства видеоигр может развеселить любого писателя, так и над потугами большинства писателей изобразить видеоигру может посмеяться любой что-то понимающий человек. Книжка, конечно, хорошая. Но описание игрового процесса в ней не вызывает ничего, кроме недоумения. В тексте будут спойлеры, но касаться они будут только первой книги трилогии. Тем, кто книжку не читал, рекомендуется сперва прочитать.
Начнем мы, пожалуй, с классики:
V-костюмы, весьма популярные среди геймеров, состоят из шлема с экраном, дающим панорамный обзор, и тактильно-интерактивного комбинезона. Он позволяет игроку испытать полный набор игровых ощущений, например, почувствовать, каково это – получить удар в челюсть или нож в ребро, или гореть в огне, и тому подобное. С помощью костюма можно было испытать чувства экстремального жара и холода и даже узнать на себе, что чувствует человек, попавший в снежную бурю.
Всякий любитель фантастики так и хочет придумать какой-то совершенный манипулятор для игр. По факту V-костюм представляется неудобнейшей ерундой, которую из раза в раз нужно надевать и снимать, находясь в нем, вероятно, голышом. А еще его скорее всего придется мыть. Если бы я сочиняла манипулятор будущего, то это был бы нейроинтерфейс. Он позволил бы сделать все то же самое, используя нейронную систему человека. И не нужны никакие экраны и костюмы. Впрочем, здесь есть еще один нюанс. Я слабо себе представляю игрока, которому действительно хочется почувствовать получение удара в челюсть в игре. Лю Цысинь, скорее всего, имеет довольно поверхностное понимание о том, зачем люди играют в игры и для него это представляется исключительно своеобразным видом эскапизма. Люди редко играют в игры, чтобы переместиться на пляж, это совершенно другая идея. Наиболее вероятное применение подобный костюм найдет себе разве что в индустрии сексуальных развлечений.
Ван подошел и встал у Шэнь за спиной. Поскольку игровая картинка проецировалась непосредственно на панорамный экран внутри шлема, то окно браузера на мониторе оставалось пустым. Ван внезапно припомнил совет Ши Цяна запоминать адреса сайтов и электронной почты. Приглядевшись, он разобрал адрес страницы: www.3body.net.
Кек, оно еще и в браузере. Ну понятно, в общем, в какие игры играет автор. Кстати, наш достопочтенный нанотехнолог так и не понял в чем прикол игры, несмотря на то, что спойлер нужно писать прямо в адресную строку браузера. Все равно что показывать Death Note на вебсайте с путем ldies.com.
«Неужели она и впрямь увлекается игрой? Да еще такой, для которой нужен V-костюм! Детей у нее нет, значит, она купила его для себя. Ну и ну. Что бы это значило?»
Здесь стоит отметить, что подобный костюм, похоже, довольно редок. Это станет важно позднее.
Ван вспомнил, что в комнате отдыха при Институте нанотехнологий есть такой костюм. Он вышел из опустевшей главной лаборатории и отправился в вахтерскую за ключом. В комнате отдыха, пробравшись между бильярдными столами и тренажерами, он нашел компьютер и костюм.
Остановись, подумой! Кто знает что в этом костюме делали раньше…
В общем, Ван не останавливается, влезает в костюм и начинает разговаривать с какими-то личностями в игре, которые либо NPC, либо другие игроки. К сожалению, автор никогда не указывает с кем конкретно Ван разговаривает. После нескольких диалогов, время в игре ускоряется. И я затрудняюсь представить как же это реализовано. Все вокруг игрока движется ускоренно, но сам игрок при этом живет в своих временных координатах? Очень странная система. Кроме того, непонятно какой эффект это оказывает на других игроков, если игра онлайновая. Спустя какое-то время, Вану предлагают выйти из игры:
– Варите его на медленном огне, – приказал царь Чжоу слабым голосом. Затем, обратившись к остальным, произнес: – Вы можете выйти из игры, если хотите. При таких обстоятельствах она становится неинтересной.
Над входом в Большой зал засветилась табличка «Выход». Игроки потянулись туда, и Ван поспешил вместе с толпой. Пройдя по унылому туннелю, они вышли наружу, где их встретили ночь и густой снег. Ван задрожал на пробирающем до костей морозе. Дисплей в уголке неба свидетельствовал, что время игры снова ускорилось.
Ага, все-таки это онлайновая игра. Но мне все еще не понятно разбита ли она по инстансам, либо мир игры общий для всех. В последнем случае не понятно какой дополнительной информацией могут обладать другие игроки, такие как Шэнь, например. Ведь она уже давно играет. Да и какой смысл выводить игроков из игры? Если время можно ускорить в 10 раз, его же можно ускорить и в 100 раз, разве нет? В любом случае, перед выходом игрокам сообщают следующее:
Долгая ночь царила сорок восемь лет. Цивилизация номер 137 погибла от экстремального холода. В своем развитии она достигла эпохи Сражающихся Царств.
Но семена ее сохранились. Они пробудятся, и цивилизация снова пройдет свой цикл в непредсказуемом мире «Трех тел». Приглашаем вас продолжить игру.
Это получается игрокам, которые остались, подобную информацию не выдали и они сидят в игре и ждут? А если Ван обратно залогинится, он попадет в другой инстанс в другом временном интервале? Непонятно…
– Продолжать работать, как раньше. Это лучший способ нанести противнику урон. И не суши себе голову тем проклятым отсчетом. Захочешь расслабиться после работы – поиграй в ту игру. А вдруг, если ты победишь в ней, это как-то поспособствует делу…
Здесь Да Ши проронил интересную мысль о том, что в игре можно победить. Возможно, это уже невежество самого Да Ши и он думает, что любая игра заканчивается победой либо поражением. Как альтернатива – он что-то знает, но это маловероятно. Мне бы уже после первого подобного сеанса было понятно, что это онлайновая игра и она скорее всего не имеет конца. Победа игрока не предусмотрена, как и его поражение. Он перестанет играть тогда, когда ему надоест.
Ван стоял перед пирамидой царя Чжоу. Снег, некогда покрывавший ее, исчез, каменные монолиты разъела эрозия. Почва под ногами была другого цвета. Вдали виднелись массивные строения – должно быть, решил Ван, дегидратории, хотя выглядели они иначе, чем те, что он видел раньше.
Все говорило о том, что с предыдущей игры прошли тысячелетия.
В общем-то этот фрагмент несколько снижает вероятность, что игровые интервалы разбиты на инстансы. Игровое время, кажется, течет независимо от того, играет игрок в игру, или занимается своими делами. Больше похоже на стандартную MMO-игру. И тем больше вопросов вызывает концепция ускорения времени. До текущего момента, конечно, игра больше напоминала MMOWS (MMO walking sim). В принципе (жуткий спойлер!), она таковой останется до самого конца.
Ван почувствовал себя другим человеком. В его душе царило необъяснимое радостное возбуждение. В отличие от первых двух игр, на этот раз он поставил перед собой четкую задачу: проникнуть в тайну мира «Трех тел».
Он создал новый ID, более подходящий его нынешней роли: Коперник.
Этот отрывок подтверждает, что время в игре течет глобально. Имея новый логин, мы продолжаем игру в том хронологическом интервале, в котором мы ее покинули. Получается, что наш персонаж является центром всех событий, либо ему просто несказанно повезло узнать об игре своевременно. Неизвестно сколько игра уже продолжается, но довольно скоро ей предстоит закончиться. А тем, кто не успел, не достанется ничего. Возможно ли получить информацию о прошлом игры, автор не рассказывает. Как и многое другое, эта часть остается на откуп нашему воображению. А наше воображение ограничено реалиями, о которых Лю, скорее всего, даже не подозревает.
Но на этот раз Копернику удалось открыть одну из основных тайн мироздания. Цивилизация «Трех тел» готова к переходу на качественно новую ступень развития.
Поздравляем с переходом на второй уровень и приглашаем вас продолжить игру.
Ну и все. Лю упомянул слово “уровень”. На этом его уровень понимания видеоигр становится окончательно понятным.
Не успел Ван выйти из игры, как зазвонил телефон. Незнакомый мужской голос, явно принадлежащий человеку с большой харизмой, сказал:
– Здравствуйте! Первым делом позвольте вас поблагодарить за то, что зарегистрировали свой настоящий номер. Я системный администратор игры «Три тела».
Ван обрадовался и одновременно испугался.
– Будьте добры, назовите ваш возраст, образование, место работы и должность. Вы не заполнили эти поля, когда регистрировались.
– А разве это важно для игры?
– Достигнув данного уровня, вы обязаны дать запрашиваемую информацию. При отказе «Три тела» исключат вас из числа участников навсегда.
Ван правдиво ответил на вопросы админа.
– Очень хорошо, профессор Ван. Вы удовлетворяете условиям, необходимым для продолжения игры.
– Благодарю. Могу ли я задать вам несколько вопросов?
– Нет. Но завтра вечером состоится встреча участников игры. Добро пожаловать на наше собрание!
И админ назвал адрес.
Вау, админ пригласил нас на сходку! Никак иначе, как с помощью угроз и запугиваний! Конечно же, мы на нее пойдем! Наверняка там будет много людей в фур-сьютах V-костюмах!
Встреча участников игры проходила в маленькой кофейне, спрятавшейся в тихом переулке. Вану подобные мероприятия всегда представлялись шумными и многолюдными, но в кафе сейчас собралось лишь семь человек, включая его самого. Как и Ван, никто не походил на фаната компьютерных игр. Только двое были относительно молоды; трое других, среди них одна женщина, были людьми среднего возраста. Последнему, пожилому, было за шестьдесят, а то и все семьдесят.
Естественно! Молодое поколение играть в этот трэшак без явной цели и с возможностью пропуска целой кучи контента ни за что не будет. Кроме того, круг игроков может только сужаться, ввиду новых ограничений, которые постепенно добавляются по ходу игры. Но мы к этому еще вернемся.
– Ха-ха, да вы ранние пташки! – Пань Хань приветствовал собравшихся в непринужденной манере, как будто ничего не случилось. В СМИ он обычно выступал растрепанный, одетый неряшливо, словно бродяга, но сегодня на нем были тщательно отутюженный костюм и начищенные туфли. – Именно такими я вас себе и представлял! «Три тела» предназначены для людей вашего класса, потому что простонародье не оценит ни смысла ее, ни настроя. Чтобы играть в эту игру, нужны знания и понимание, которыми обычные люди не обладают.
А какая, собственно, разница? Ваша игра сама себя проходит. Разве что у вас организована какая-то система скоринга, но, как и в прочих игровых нюансах, Лю Цысинь не утруждает себя объяснениями. В принципе, даже Ван по большой части нифига в игре не делает. Практически все вокруг происходит без его участия, он лишь разбрасывается саркастическими замечаниями. Откуда у него высокий рейтинг?
– А я наткнулся на игру нечаянно на компьютере своего внука, – проговорил старый философ, приподняв трубку. – Юноша бросил ее после нескольких попыток, сказал – «слишком заумная». Я нашел ее странной, ужасной и… прекрасной. Столько информации, скрытой под кажущейся простотой!
Так она браузерная, как ты мог ее на компьютере найти? Старик шарится по вкладкам своего внука в браузере? Ай-яй-яй! Уж старику-то стоит догадываться о том, что там может быть открыто…
Да и о какой простоте речь? На текущий момент это самый мозговыносящий видеоигровой концепт, даже сам автор не может понять как играть в эту игру.
– Да, – согласилась писательница и тоже кивнула. – Мне нравится литературная составляющая «Трех тел». Подъем и падение двухсот трех цивилизаций – это грандиозно! Эпично! Ново!
Она упомянула 203 цивилизации, но Вану известны были только 184. Это означало, что игра прогрессировала для каждого игрока в отдельности, независимо от других, а возможно, даже разворачивалась в разных мирах.
Все, снова ничего не понятно. Видимо инстансы все-таки есть. Тогда не понятно на кой черт делать вид, что время идет, пока игроки не играют? Зачем так заморачиваться вообще?
– Мне до чертиков надоел реальный мир, – сказал молодой репортер. – «Три тела» – это моя вторая реальность.
– Правда? – заинтересованно спросил Пань.
– И для меня тоже, – произнес вице-президент. – По сравнению с «Тремя телами» реальность выглядит такой убогой и вульгарной!
Да, Лю видит игры в большей степени как средство эскапизма. Эти фрагменты хорошо на это указывают. Но маловероятно, что ученых мужей заинтересует игра. Если вы хотите мотивировать подобный тип людей, им нужно подсунуть головоломку, но зачем прятать ее в игре на каком-то неизвестном сайте, если у вас есть кружащие в небе софоны?
Однако начало этой игры оказалось необычным. На черном как смоль фоне возникла надпись:
Внимание, срочное сообщение! Серверы «Трех тел» скоро будут отключены. Располагайте оставшимся игровым временем по вашему усмотрению. «Три тела» переходит напрямую к последнему эпизоду.
А куда делись уровни? Да и зачем вообще останавливать сервера, если это инструмент пропаганды?
Основным методом пропаганды трисолярианской культуры в человеческом обществе стала игра «Три тела». ОЗТ вложило в эту невероятно сложную программу огромное количество ресурсов. Первоначальная цель была двоякой: во-первых, распространять трисолярианскую веру; во-вторых, дать ОЗТ возможность запустить щупальца в средние и нижние социальные слои, пополняя свои ряды молодежью из этих классов.
Собственно, Лю не скрывает, что идея Трисолян с треском провалилась. Во-первых “победили” единицы. Во-вторых в игру изначально играло довольно мало народу. Кроме того, как я отмечала выше, запуск игры требует существенных первоначальных инвестиций – V-костюм. Думаю, что продвинутая цивилизация трисолян вполне способна сообразить о никчемных перспективах подобной затеи. Да и ОЗТ вполне могло бы обладать хорошими маркетологами и политтехнологами, которые бы смогли продвинуть пропаганду о трисолярисе в массы. Вместо этого была придумана какая-то ненужная игра, которая мало того что постоянно сужает число игроков, так еще и не поощряет подключение к процессу по ходу дела.
– Расскажите мне об игре! Пожалуйста! Мне так хочется узнать побольше!
В тусклом свете, проникающем сквозь окно автомобиля, Ван разглядел на лице Сюй загадочную улыбку.
– Да мы и сами не прочь бы узнать побольше! К сожалению, все игровые серверы находятся за границей, система и файрвол очень надежные и тяжело поддаются взлому. Нам известно очень немногое, но в одном мы уверены: она организована не ради прибыли. Качество программного обеспечения чрезвычайно высокое, количество содержащейся информации выходит за обычные рамки. Она даже не выглядит игрой!
– А вам ничто в ней не кажется… – Ван запнулся, ища подходящее слово, – …сверхъестественным?
Эта ночь была полна для Вана странных совпадений: не успел он победить в таинственной игре, как его тут же вызвали обсуждать задачу трех тел с Вэй Чэном; а теперь Сюй говорит ему, что занимается мониторингом игры. Что-то здесь неладно!
– Да вроде нет… В создании игры принимали участие многие разработчики со всех концов света. Метод сотрудничества похож на обычный, с открытым исходным кодом, вроде тех, что используются в системе Линукс. Правда, средства разработки самые передовые. Что же до содержания игры… В нем действительно ощущается нечто сверхъестественное, как вы сказали. Однако мы пока руководствуемся знаменитым правилом капитана Ши: все это дело человеческих рук. Наши попытки отслеживания довольно эффективны, и результаты не заставят себя ждать.
Если игра с открытым исходным кодом, то зачем вам обходить какой-то файрвол? Просто берите и хостите ее у себя! В файрволах Лю, кажется, тоже ничего не понимает.
В принципе, я разобрала почти весь текст книги, который имеет отношение к игровой концепции “Трех Тел” и могу с полной уверенностью сказать, что Лю Цысинь ничего не смыслит в играх. Кроме того, сам формат им был выбран скорее от безысходности, потому что книга или фильм не давали бы похожего уровня интерактивности. Тем не менее, с учетом того, что описание игровых событий занимает большую часть книги, автору стоило уделить больше внимания сути или даже обратиться к экспертам. Несмотря на то, что сам автор в книге описывает проект как коммерчески провальный, многие его аспекты не поддаются пониманию. В итоге вся игра ощущается как огромный костыль и при чтении книги приходится абстрагироваться от несуразности происходящего. Конечно, не все мои снобистские комментарии являются безусловно корректными. Русское издание было переведено с английского, переживая, таким образом, целых две мутации. И это, возможно, способно объяснить множество несуразиц. Перечитывать книжку на английском я, конечно же, не буду. Но само произведение я считаю достаточно увлекательным и интересным, чтобы посоветовать всем любителям hard sci-fi. Если вы ничего об играх не знаете, ваш опыт будет даже лучше моего. Надобрать.
Обсуждение в telegram