Twelve Minutes попала ко мне в вишлист почти сразу после анонса, ведь это мой любимый тайм-тревел. Но к релизу на нее посыпались разгромные отзывы, а сегодня о ней уже почти никто не вспоминает. И жаль, потому что игра хоть и не является шедевром, но уж точно не плохая. Даже если самостоятельное ее прохождение я вряд ли кому-то могу рекомендовать, она точно является хорошим источником вдохновения для многочисленных подражателей. Жаль, что это останется лишь в моих мечтах, а игры с подобными механиками как были редкостью, так ей и останутся.
За что ее так невзлюбили
Распространенным объектом критики является сюжет. Он изначально завораживает, вовлекает в себя и вызывает неподдельный интерес. Протагонист возвращается домой, к жене, после (вероятно) рабочего дня. Она приготовила пирожные и находится в предвкушении потрясающего вечера. Спустя буквально пять минут раздается звонок. В дверь стучат и называют себя полицией. Ну, лысый человек в костюме и черных перчатках не так уж сильно смахивает на полицейского. Особенно, когда он начинает использовать довольно нетипичные наручники.
Но зачем он пришел мы так и не узнаем, потому что протагониста задушат. После чего он очнется у входной двери, моменты спустя после попадания домой, в полном непонимании от произошедшего. Мы во временной петле и нам предстоит самостоятельно во всем разобраться. Этот питч и продает игру, ведь звучит все это невероятно круто!
На самом деле нарратив увлекает и не может отпустить весьма долгое время. Из тех четырех-пяти часов, за которые проходится игра, как минимум два — истинное наслаждение. Вы постоянно получаете новую информацию, пробуете действовать как-то иначе, получаете новые подсказки. Любые эксперименты ведут к чему-то новому, интересному.
Я стараюсь не спойлерить сюжет в своих рецензиях, поэтому всю историю вы можете узнать самостоятельно — пройдя игру или посмотрев прохождение. О главной проблеме сюжета могу сказать лишь то, что сценаристы просто переиграли себя. В определенный момент логика событий становится довольно натянутой, но игра продолжает сыпать на вас плот-твисты. В концовке же игра разыгрывает еще один довольно неприятный троп, который тоже кажется совершенно излишним.
Что на самом деле не так
На мой взгляд, самая серьезная проблема Twelve Minutes кроется никак не в истории, которую игра пытается рассказать. Она в целом неплохая. А вот геймплей спустя пару часов превращается в изнурительную рутину, которая выстроена разработчиками умышленно, на что указывают многочисленные насмешки с их стороны, которые вы будете получать на каждую маленькую ошибку.
Большинство сцен не представляют заметного пространства для маневра. Вы можете выполнить лишь небольшое число вменяемых действий. И, видимо, по этой причине было сочтено, что только одно из них нужно оставить правильным. Прохождение Twelve Minutes — это тщательный перебор всех принципиально возможных вариантов, прежде чем вы сможете понять, что же делать. Без подсказок и права на малейшую ошибку. Некоторые триггеры кажутся совершенно неочевидными — настолько мало времени вам на них дается.
Наиболее меня впечатлила простая фраза “Mistake” от гостя в черном, после того как я всего лишь попыталась с ним немного поговорить. Звучало это скорее как послание от разработчиков, но никак не слова самого персонажа. Одной пощечины нам всегда достаточно, чтобы вырубиться и начать все с самого начала, снова повторять действие за дейвствием, чтобы попробовать сделать что-то другое и вновь ошибиться. С этого момента игра теряет всякий интерес и игроку остается только обращаться к спасительному прохождению, которое сэкономит время и позволит наконец-то увидеть завершение этой истории.
Еще одна минорная деталь, которая вызвала у меня большое удивление — это анимации. При том внимании, которое, казалось бы, уделено всей остальной игре, нечеловеческие движения, которые выполняют персонажи выглядят очень чуждо и странно. Вряд ли кто-то в реальности двигается именно таким образом. С выбранным графическим стилем и ракурсом анимация порой сочетается очень плохо.
Как мне кажется, Twelve Minutes — жертва завышенных ожиданий. У нее была весьма широкая PR кампания и об игре узнали многие. Ее ждали, а она оказалась просто обычной инди игрой, без претензий на шедевральность, с ошибками в нарративе и геймдизайне. Если смотреть на нее именно так, не завышая ожидания, то большинству любителей игр по мотивам временной петли она должна понравиться, хотя бы несколько первых часов. А остальное можно добить по руководствам в интернете и сделать свои выводы. Такой короткой игре стоит хотя бы дать шанс, вдруг понравится? Надобрать.
Обсуждение в telegram