Мне давно хотелось написать статью про то, почему и зачем формат физического носителя до сих пор остается актуальным для индустрии. Но внешние факторы не позволяли мне это сделать. Речь, конечно, идет не о том, что мне угрожали суровой расправой, а о том, что формат физического носителя умирает. О том, почему это очень печально, я собираюсь вам рассказать в этой статье.

Как сегодня выглядит индустрия

Сперва давайте попробуем понять в какой точке мы находимся и как мы тут оказались. Поколение PS3 и Xbox 360 можно назвать первым, сломавшим грань между физическими и цифровыми копиями. Уже в то время от дисков по сути можно было и отказаться, практически любую игру можно было скачать из официального магазина. Зачем ходить в магазин, в котором желаемой игры может не оказаться, если можно просто нажать нужные кнопки и получить вожделенную игру за считанные минуты? Еще и с людьми разговаривать придется, объяснять им что вы хотите. Да и места дома вся эта ненужная коллекция отнимет прилично.

Тем не менее, переход осуществлялся постепенно. На PC похожий тренд происходил в нулевые – там постепенно Steam откусывал все большую и большую долю тех, кто все еще покупал диски в магазинах (но в большей степени тех, кто просто скачивал игры с торрентов). Сегодня диски с играми для ПК найти практически невозможно, их очень редко выпускают, а то что есть – на самом деле просто коробка с кодом для скачивания из Steam.

Интернет в те годы был распространен не везде, и не везде он был достаточно быстрым, но прогресс сделал свое дело и к началу 2010-х он пробрался и во многие небольшие поселки с населением в несколько десятков человек. Достаточно иметь желание и деньги. На сегодня положение таково, что если у вас нет интернета и вы не можете его подключить, то физическую копию вы не сможете купить и подавно. Тем более они теперь продаются через интернет, ха!

Но интернет – это всего лишь средство решения проблемы. У постепенного отмирания картриджей и дисков были предпосылки. И предпосылки эти заключались в легкости доставки обновлений. Ранее критические баги могли привести к катастрофическим убыткам из-за необходимости отзывать и перепечатывать весь тираж картриджей. Сегодня вы можете просто закинуть патч и практически все обладатели вашей игры смогут скачать его за считанные секунды. Разве не сказка?

К чему это привело мы уже хорошо знаем. Теперь игры выпускаются забагованным и подчас совершенно неиграбельными. На консолях они хотя бы еще кое-как запускаются, пусть иногда и с проблемами. На ПК купленная игра может вовсе не запуститься без патчей, ведь аппаратное разнообразие на этой платформе существенно превышает возможности тестирования большинства компаний. Таким образом, купив диск с игрой, вы получаете огрызок. И если сегодня вы еще можете купить диск для PS5, вставить в консоль и играть вообще без подключения к интернету, совсем нет гарантий, что вы сможете сделать то же самое завтра. Диски и картриджи становятся рудиментом.

Проблемным рудиментом, к тому же. Интерфейс с физическими носителями ограничен по скорости и аппаратная начинка большинства современных консолей позволяет играть в игры намного более комфортно, если вы владеете цифровой копией, или скопируете все содержимое диска на консоль (что обычно и делается).

Ждет ли формат неминуемая смерть?

На этом можно было бы и закончить, но есть и приятная новость. Вместе с тенденцией к отмиранию физических копий, появилась другая. К изданию на физических носителях инди-игр со всеми DLC в комплекте, часто спустя несколько лет после релиза. Тираж таких изданий довольно мал и тем самым ценен для всех коллекционеров.

Издатели, выпускающие такие комплекты, хорошо знают свою аудиторию. Чаще всего это люди, уже обладающие внушительной коллекцией игр и получающие дозу дофамина просто за счет расширения этой самой коллекции. До тех пор пока эти энтузиасты способны спонсировать индустрию, картриджи и диски у нас будут. Если только производители консолей не решат отказаться от формата вовсе (чего вполне можно ожидать уже в перспективе этого десятилетия).

Наличие физической альтернативы также решает и другие проблемы. Например такие, как исчезновение цифровых копий из продажи. Вы могли бы сказать, что с этой проблемой прекрасно справляется пиратство, но не стоит забывать, что даже пиратские игры иногда найти бывает непросто. Сам факт наличия даже одного носителя означает, что в игру все еще можно поиграть.

Более прагматичным и все еще остающимся актуальным достоинством физических копий, которого вас очень сильно хотят лишить правообладатели является возможность обмена и аренды игр. Многие любят приводить в пример скоропостижную кончину Blockbuster, который был очень распространной сетью для проката и совершенно утратил свое былое величие к сегодняшнему дню. Тем не менее, один единственный магазин сети продолжает жить даже сегодня, несмотря на помотавшую сеть историю. Передача игр из рук в руки все еще остается актуальной и хотелось бы, чтобы она оставалась таковой.

Печальная перспектива

К большому сожалению, постепенный переход к онлайн-сервисам вместо физических копий скорее всего скажется на каждом отдельно взятом потребителе плохо, а не хорошо. Удобство, которым скачивание игр кажется сегодня, легко и просто оборачивается подписочной моделью, которая все сильнее и сильнее навязывается многими платформодержателями.

Жадность правообладателей настолько велика, что они уже заявляют об этом прямым текстом. Я чаще всего играю в игры спустя приличное время после их релиза, но с таким подходом мне скорее всего останется только скачивать их из зеленого магазина, потому что игры исчезают из продажи столь же быстро, сколь появляются, а на их место приходят ремастеры с микротранзакциями.

Есть лишь одна искра надежды во всей сложившейся ситуации. Как мы хорошо знаем, обилие стриминговых сервисов с сериалами и кино сейчас чрезвычайно велико. И многие из них стримят эксклюзивный контент. В игровой индустрии все движется в обратном направлении. Большинство эксклюзивов, выпускаемых на платформах – временные. Это означает, что покупать более одной подписки вам скорее всего не потребуется.

Сражение на этом поле мы, к сожалению, проиграли. Можно было бы посоветовать поддерживать рублем полноценные релизы и самодостаточные игры, не требующие постоянного онлайна, но сильной погоды это не сделает. Остается лишь с бессилием смотреть куда нас унесет эта волна импульсивных предзаказов. Увы.

Фото: Tomer Gabel.

Обсуждение в telegram