PS4 — одна из самых успешных консолей. Не только принадлежащих самой Sony, но и в мире в целом. В том время как от DS и PS2 ее отделяют огромные 40 миллионов проданных экземпляров, своего непосредственного конкурента она обставила в два раза! PS4 — не только самая успешная консоль восьмого поколения, она остается актуальной и сегодня, спустя девять лет после выхода в свет. Многие игры, выходящие даже в 2022 году, не отказываются от поддержки PS4 ввиду ее распространенности (и огромных проблем с недостатком PS5 на рынке). И в этой публикации я буду продолжать ее восхвалять.
Можно было бы подумать, что PS4 окажется примечательной тем, что Sony исправит в ней все косяки своего предыдущего поколения — будет продавать ее по доступной цене, спроектирует понятную архитектуру аппаратного обеспечения, организует хорошую стартовую линейку и обеспечит великолепный маркетинг. В большой степени PS4 действительно была работой над ошибками, но наиболее серьезным фактором, как и в прошлом поколении, стало поведение конкурента. Microsoft по максимуму обожглась со своей Xbox One. На E3 они показали медиа-центр, в котором можно заказывать пиццу, пояснили что кинект на консоли работает постоянно и заявили, что физические копии игр привязываются к консоли. Sony не могли не поглумиться над своим конкурентом и выпустили прекрасный ролик, в котором демонстрируется механизм передачи б/у игр на PS4.
Разумеется, это лукавство. Не в том смысле, что передавать игры на платформе Сони тяжелее, чем в этом ролике. Сони хотят того же самого — обнулить рынок б/у игр, продавать свою консоль как платформу и навязать свой подписочный сервис всем игрокам. К сожалению, рынок в целом постепенно двигается именно в этом направлении. Так что ход получился довольно грязным. В любом случае, с PS4 они вели себя намного аккуратнее, чем в 2005. Да здравствует здоровая конкуренция!
Каждое новое поколение сопровождается какими-то фичами. Иногда эти фичи никому нафиг не нужны, но в случае с PS4 функционал оказался действительно очень полезным и желанным. Наиболее заметно он отразился на геймпаде, который растерял привычные кнопки Select и Start, заменив их Share и Option. Своевременный ход. Теперь для записи игрового процесса не нужно покупать дополнительную карту захвата, видео в качестве 720p можно спокойно писать с самой консоли… но это не точно. Проблема конечно же в том, что большинство приложений накладывают самые разные ограничения на запись. Сони предоставила разработчикам API для отключения функционала записи, поэтому во многих играх запись вести нельзя в принципе, в некоторых она идет без звука, в других нельзя записывать катсцены. Фича оказалась практически мертворожденной. Прекрасная идея столкнулась с суровой реальностью.
Что касается стартовой линейки, то с ней все было предсказуемо плохо. Впрочем, Сони анонсировала множество очень интересных тайтлов. Гвоздь программы — пожалуй, ребрендинг Final Fantasy Versus XIII, о которой ничего не было слышно вот уже много лет и проект казался мертвым. Несмотря на то, что игра не была эксклюзивной для японской платформы, это оказалось очень хорошей ставкой. Но помимо нее на выставке показали и множество других интересных проектов. Пожалуй, самая знаковая E3 во всей истории, прошла именно в 2013 году. С тех времен почти все платформодержатели разбежались по самоорганизованным презентациям и подобный накал страстей практически в режиме реального времени мы вряд ли теперь увидим.
Чаще всего новое поколение сопровождается кросс-релизами на старом, но переход на восьмое поколение случился практически единомоментно. Благодарить за это в частности стоит упоротую архитектуру предшественницы, которая не позволяет легко масштабировать игры, вынуждая переписывать целые куски движка заново. Ну и, наверное, то, что кто-то попросту пропустил седьмое поколение точно так же, как сейчас пропускает девятое.
А дальше случилась проблема, которая позже повторится и с PS5, но совсем в другом масштабе (и скорее по техническим причинам, нежели связанным с маркетингом). Тиража консолей стало не хватать. В магазинах их стали продавать по предзаказам за месяц и с необходимостью докупать еще несколько игр в довесок. Так как цену на консоли на первичном рынке официальным дилерам менять было запрещено, покупка облагалась налогом в виде никому не нужных игр из стартовой линейки. Мало того, в нашей стране в вопрос вмешался кризис 2014 года, последствием которого стал заметный рост цены на саму консоль и игры для нее. Так как я чаще всего жду до последнего перед покупкой новой консоли, моя покупка состоялась только к концу 2014 года. Ожидаемого снижения цены, конечно, не произошло.
Зато довольно скоро после этого Sony анонсировала Slim и Pro модели. Первая — уже стандартный и привычный для всех прием, но выпуск более мощной модели в то время — довольно уникальный случай (если мы не считаем New Nintendo 3DS, которой досталось лишь немного больше RAM и пара кнопок). Pro модель позволяла играть в те же самые игры в более высоком разрешении, либо с повышенным FPS. Что само по себе киллер фичей не является, но вполне себе аргумент для требовательных проектов вроде The Last Guardian.
Теперь, когда консоль постепенно уходит на покой, возникает ожидаемый вопрос: что по хакам? PS4 оказалась довольно хорошо защищенной и полноценные доступные для общества хаки на нее стали появляться совсем недавно. Актуальные версии прошивок не взломаны до сих пор. Так что для любителей поиграть в пиратские игры у меня есть плохие новости. И этот нюанс является краеугольным камнем для принятия решения о покупке консоли сегодня. На PS4 вышло огромное количество игр, но цифровые магазины в России недоступны, а физические диски со старыми играми вам еще придется искать. Остаются только новинки нескольких последних лет.
Мне бы очень хотелось посоветовать PS4 для покупки даже в 2022 году, благо консоль действительно знаковая и вы скорее всего сможете себе найти хотя бы десяток игр по вкусу. Во всей этой бочке меда, к сожалению, есть ложка дегтя. Как в 2014 году политический контекст привел к серьезному повышению цен на консоли, так и в 2022 году бессмысленная авантюра одного человека привела к необходимости доставать игры какими-то хитрыми способами. Так что единственным аргументом в пользу покупки PS4 в России сегодня является недостаток PS5 в свободной продаже. Так как вторая консоль обладает практически полной обратной совместимостью, покупка PS4 сегодня отнюдь не является универсальной рекомендацией. Вы сможете покупать новые игры, они все еще выходят, но полноценную библиотеку у вас удастся собрать, только если вы пойдете за старьем на вторичный рынок. С одной стороны я считаю покупку б/у игр очень правильным решением, с другой — этот вариант явно подойдет не всем. Тем не менее, саму консоль я могу порекомендовать, если вы обладаете желанием и временем для размеренного расширения своей коллекции. Пока что окно возможностей для этого остается достаточно широким. Надобрать.
Обсуждение в telegram