В своей рецензии на второй сезон я писала о том, что надеяться на издание нулевого сезона в России скорее всего не стоит. Вопреки моим сомнениям и какой-то невероятной медлительности издателя, нулевой сезон все-таки вышел. У меня на его счет были довольно высокие ожидания, в основном из-за хороших отзывов в различных обзорах. Многие называли его лучшей игрой серии. Хайп скорее не оправдался, но игра все равно вышла очень хорошей. Заодно в конце статьи подведу итоги по всем играм серии.
В очередной раз напоминаю, что мои рецензии не содержат значимых спойлеров. Я не раскрываю ничего, что не входит в тренировочный пролог, разве что давая общие оценки, экстраполируя опыт пролога и приводя примеры. Если вы не хотите знать об игре совсем ничего и желаете открывая коробку с игрой получить максимум сюрпризов — лучше почитать эту рецензию после одной игры в пролог или вовсе следом за прохождением.
Нарратив
Наши издатели испугались, что она будет затрагивать острые политические темы, а когда передумали, стало уже поздно
Довольно странно видеть в продаже игру, в которой Советский Союз изобретает смертоносные вирусы, а доблестные агенты НАТО противостоят ему. Вот когда угодно это выглядело бы нормально, но не в 2023 году. Наверное, еще более странно для случайных прохожих звучало мое устное чтение флейвор-текста в переговорке рабочего офиса (мы играем по выходным, прямо в офисе). Столь абсурдное сочетание, конечно, имеет свой колорит. Да, СССР предстает в игре в виде злодея. Спецслужбы Альянса тоже не белые и пушистые. Ну а кроме них никакие крупные силы в игре не представлены.
Самое главное нововведение нулевого сезона — увеличение количества и качества текста. Задания на каждый игровой месяц теперь уникальны и не переносятся. Это во-первых означает серьезное повышение разнообразия этих заданий и во-вторых то, что к каждому можно сочинить уникальный текст. И это, конечно же, было сделано. При выполнении или провале каждого задания вы открываете специальную книгу отчетов и читаете параграф с указанным на карточке номером. Большая часть текста, который вы будете читать таким образом — художественный. И текст при провале задания или его выполнении отличается. Если вы переигрываете месяц, вам могут заменить проваленное задание на какое-нибудь другое и там снова будет вилка на победу/поражение. Получается, что часть текста игры так или иначе пройдет мимо вас.
Кроме того, задания отныне выдает агент, имеющий имя. И у него есть характер, некоторый бэкграунд и развитие истории. Задания имеют конкретную и понятную мотивацию, а в результате их выполнения вам нередко придется выбирать дальнейшие действия. Предоставить спецслужбам информацию, или скрыть? Z-MAN действительно поработали над нарративом, ничего подобного не было ни в одной из прошлых двух игр.
Однако, как вы скорее всего узнаете в процессе игры, течение истории не слишком сильно зависит от ваших действий. Зачастую не отличается даже художественный текст, который вы читаете. Иногда единственной разницей между параграфами двух разных веток сюжета будет лишь жирный текст игровых последствий. И эти последствия не будут особо примечательными. Высокая вариативность ветвления в игре — всего лишь иллюзия, почти как в играх Девида Кейджа.
Помимо иллюзии выбора, игра страдает от абсолютной посредственности самой истории. Сюжет большую часть времени стоит на месте, абсолютно не развиваясь. То, что происходит в самом начале игры, будет происходить и до самого ее завершения. Так до самого конца игры вы и будете бегать и выяснять что же это за вирус такой делают советы. И только в самом конце вас ждет что-то в духе “Ну а потом появились четыре болезни. И чума еще попозже появится вот оттуда вот”, пытаясь подвязать все это к событиям двух прошлых игр. Как можно имея такое количество текста сделать сюжет настолько скучным — за рамками моего понимания. Даже в первой части, при практически полном отсутствии флейвор-текста, было намного интереснее смотреть что же там дальше. Можно взять практически любую сюжетную игру и в ней история будет подаваться интереснее, чем здесь. Z-MAN инвестировали в сюжет, но не наняли нормальных писателей.
Механики
По сравнению с изменениями в сторителлинге, основные механики поменялись не так заметно. Вместо кубиков в города ставятся агенты. И при выставлении четвертого агента происходит инцидент (если вы играли в прошлые игры, вы будете называть его “вспышкой” а эскалации — эпидемиями). Агенты не распространяются почкованием, поэтому вместо выставления их клонов в соседние города, нужно достать карту из под низа стопки болезней и прочитать боковой текст. В большинстве случаев там будет указание разместить по агенту в каждый город с инцидентом в каком-нибудь определенном регионе. И это детский сад. Вспышки практически никогда не имеют последствий и идут по цепи в очень редких случаях. У нас было всего две ситуации в игре, когда цепь инцидентов приводила к поражению и еще парочка цепочек с далеко идущими последствиями. Больше всего эти ситуации зависят от удачи, но защититься от них легче, чем когда-либо. Просто приоритизируйте снятие агентов в городах с инцидентами.
Для выполнения заданий теперь нужны команды — машинки, имеющие влияние, соответствующее одному из трех в игре: союзные, советские или нейтральные. Команды собираются так же, как раньше создавались лекарства — нужно зайти в город с штаб-квартирой (исследовательской станцией) и выполнить там действие, сбросив пять карт одного влияния. После этого у вас появляется машинка команды этого же влияния, которую вы можете двигать так же, как фишку игрока.
Основной твист с машинками работает следующим образом. Перед началом игры вы собираете все карты какого-то региона (указанного в карточке задания) и выбираете одну из них случайным образом. Она кладется в закрытую под задание. Это город, в который нужно пригнать машинку и выполнить задание. Так как вы его не знаете, вам нужно либо подождать когда из колоды выйдут все остальные карты региона (методично помечая исключенные варианты), либо раскрывать целевой город с помощью специального действия за сброс карт. Можно еще разместить по машинке в каждый из оставшихся вариантов, если это возможно.
Помимо выполнения заданий, в конце хода каждая машинка удаляет всех агентов из города, в котором она находится (если ее влияние совпадает с влиянием города). Таким образом, поздний этап игры, который обычно был самым напряженным, наоборот становится довольно простым, так как команд на этом этапе у вас будет существенно больше. И именно по этой причине нулевой сезон оказывается самой легкой игрой в серии. В него мы поиграли всего 14 раз. И только одно из поражений было связано с ошибками планирования. Второе — с неправильным пониманием правил игры (мы проиграли нарочно, в надежде переиграть месяц заново с теми же целями и только потом поняли что это так не работает).
Игра остается очень легкой несмотря на то, что были понерфлены все основные способности персонажей. У вас больше нет возможности удалять сразу нескольких агентов, а диспетчер перебрасывает фишки игроков на ограниченные расстояния. Улучшения в конце игры тоже стали существенно слабее и выбирать среди них особо нечего. Действительно хорошие апгрейды можно пересчитать по пальцам.
Возможно это связано с тем, что потерять прикрытие стало как никогда просто и держаться за прокачанных персонажей в этой игре немного труднее. Прикрытие — это кружочки под защитным слоем. Стирая его, вы можете обнаружить различные эффекты. В основном это получение шрама или сброс карты. И совсем избежать подобных ситуаций, как в прошлых двух играх, вряд ли получится. Хотя, если вы будете играть достаточно аккуратно, скорее всего все ваши псевдонимы доживут до конца игры.
Кстати, о псевдонимах. Каждому игроку выдается паспорт, на котором к концу игры расположатся три псевдонима. Первым выдадут союзный, затем нейтральный и советский. Каждый псевдоним обладает ролью (которая уникальна для него), специализацией (которая уникальна для влияния псевдонима), тремя активами (которые нужно покупать за очки в конце игры) и двумя слотами шрамов. И во время игры вы можете менять псевдонимы внутри своего паспорта. И это самое гениальное, что новый сезон может предложить!
Несмотря на довольно небольшое число интересных улучшений, вы можете тонко настроить псевдонимы под какие-то цели и переключаться между ними. Там, где раньше вы были ограничены парочкой апгрейдов, у вас теперь есть двенадцать уникальных особенностей. И этими возможностями действительно интересно пользоваться.
Качество издания
Другим интересным новшеством оказывается ужасное качество издания, которое поступило в продажу. Оно настолько плохое, что нам пришлось местами делать обратный перевод и искать в интернете оригинальные правила. Тексты местами переведены до неузнаваемости. Самый животрепещущий пример “reveal card” -> “сыграйте карту”. Карту нужно было просто показать, но мы полагали что ее нужно сбрасывать. Помимо этого двусмысленностью или абсолютной непонятностью могут похвастаться и многие улучшения.
На фоне всех этих проблем есть еще мелкие недочеты, вроде печати не в ту сторону на картах заданий. Но все это меркнет по сравнению с тем, что для игры в игру вам обязательно нужно ссылаться на английскую версию. Проще уж тогда купить ее.
Осознав этот печальный факт, Стиль Жизни выпустили патч с наклейками, которые нужно клеить поверх текстов в правилах, в игре и везде. Следить за этими наклейками, правда, не очень удобно. Я пометила специальным образом все места, которые связаны с этими багфиксами, чтобы понимать когда нужно обратиться к этому листочку с патчами. Проблема в том, что этот маленький листик не исправляет даже половину проблем с текстами в игре.
Зато впервые в истории серии наклейки хорошо приклеиваются к карточкам действий, карте и правилам. Они больше не норовят отклеиться и прилипнуть к чему-нибудь еще.
Для меня уже стало привычным, что коробки с играми серии заполнены лишь процентов на 30 и в одну такую можно уложить вообще все компоненты из трех игр (ну, почти). И самой главной болью для меня являются коробочки с номерами. В них так мало содержимого, что можно было легко сделать их в два-три раза меньше вообще без потерь и таким образом уместить намного больше таких коробочек. При той стоимости, которую просят за игру, это просто стыд. За те же деньги можно купить Jaws of the Lion, в которой будет в три раза больше компонентов, а коробка будет доверху набита всякими ништяками. Кое-кто жирует на своей Пандемии.
Какой сезон брать и зачем?
Я обещала вам рассказать зачем нужна каждая игра серии, не так ли? Это особенно важно ввиду того, что начинать свое ознакомление вы можете абсолютно с любой. Давайте разбираться.
Наиболее приветливыми для новичков будут первый и нулевой сезоны. При этом только в нулевом сезоне есть вводный сценарий, который можно переигрывать сколько угодно раз. Чтобы потренироваться в первом сезоне, вам понадобится немного импровизировать. Для этого просто игнорируйте колоду наследия и играйте по стандартным правилам пандемии.
Первый сезон весьма хорош в том, что он является полностью совместимым со всеми дополнениями на базовую игру. В нем совпадают рубашки и дизайн карт. Это значит, что после прохождения “наследия” вы сможете превратить свою коробочку в полный комплект для игры в регулярную пандемию. Более того, содержимого, которое будет в вашей коробке, будет достаточно для того, чтобы практически полностью заменить третье, не вышедшее в России, дополнение. Достаточно будет всего лишь распечатать правила. Для остального хватит небольшой импровизации.
Если же вы наиграли уже с пару десятков игр в обычную Пандемию, первый сезон может показаться вам утомительным. На всем своем протяжении он меняет игровой процесс не так уж сильно.
Второй сезон интересен своими сюрпризами и непредсказуемостью. Предоставление игрокам контроля за выполнением целей и свободы выбора работает в обе стороны. С одной, оно делает необходимым угадывание намерений, которые перед игроками хотели поставить разработчики. С другой — исследовать новые регионы и добавлять города в сеть офигеть как интересно. Второй сезон по увлекательности мне кажется самым клевым. Но он же и самый сложный из трех и мнения на его счет разнятся. В нем тоже есть сценарий пролога (который мы проиграли и все равно решили начинать основную игру), на котором вы можете хорошенько потренироваться в снабжении городов.
Третий сезон хорош построением нарратива. Он связывает все три игры в единую историю, описывая не только настоящее, но создавая контекст для будущего. Третий сезон — самый разнообразный, так как каждый месяц ставит перед игроками новые задания, что делает игру менее утомительной. Кроме того, третий сезон легче всего переигрывать. Он оставляет так мало следов на доске или персонажах, что его легко можно играть снова и снова. Если это то, чего вы хотите.
Итого, я предлагаю два варианта маршрутов по играм серии. Первый – в порядке выхода (1->2->0). Второй — альтернативный. Начните с нулевого сезона а следом пройдите первый и второй. Со второго сезона, на мой взгляд, лучше не начинать а первый можно пропустить, если вы достаточно наиграли в обычную Пандемию.
Теперь, когда я поиграла в практически одну и ту же игру уже около 50 раз, могу сказать что мне не хотелось бы, чтобы Z-MAN выпускали еще один сезон. С той вариабельностью, которая вносится в игры, они просто не смогут сделать ее достаточно интересной. Было бы здорово, если бы нам предоставлялось больше выбора среди игр с механикой наследия и постоянный перевыпуск одной и той же серии этому разнообразию никак не способствует. Нужно больше игр, хороших и разных!
Резюме
После второго сезона нулевой кажется в большой степени шагом назад. Я думаю это связано во многом с критикой нелинейности прошлой игры. Было трудно понять что именно надо делать и игра жестоко карала игроков за неправильное угадывание.
Тем не менее, нулевой сезон оказывается самой сбалансированной и хорошо выверенной игрой из трех. Имея хорошую стратегию в нем очень сложно проиграть. Помимо этого, третий сезон намного грамотнее выстраивает кампанию, отчего выиграл бы и подход к игровому процессу, представленный во втором сезоне. Благодаря отдельной книжке отчетов, индивидуальным заданиям на каждый месяц и предоставлении игрокам возможности принимать решения, она довольно существенно меняется. Да, основной стержень игры остается неизменным, но разные группы игроков все равно будут играть в немного разные игры. И это добавляет ей реиграбельности.
Нулевой сезон заслуживает внимания, но я рекомендую браться за него только после того, как вы пройдете остальные две игры. В основном из-за того что они просто интереснее. Кроме того, стоит браться за нулевой сезон только после того как вы хорошенько отдохнете от прошлых. В этом случае он принесет больше удовольствия. Надобрать.
Обсуждение в telegram