Давненько у меня в блоге не было паззлов! Связано это с тем, что не так уж просто найти хорошие игры жанра в парадигме “я займу тебя на 15 минут”. То есть сборников фрагментированных головоломок, каждая из которых отгадывается независимо и занимает не так уж много времени. Как же хорошо, что мне под руку подвернулась Escape Simulator. Ведь она представляет из себя именно это.

Каждая комната — уникальна и не требует каких-то особых знаний, полученных в других комнатах. Каждая комната проходится за 15 минут (если вы наловчитесь). Каждая комната может являться последней в заданной игровой сессии, если вы того захотите.

Но Escape Simulator — это нечто большее, чем просто набор комнат, ожидающих момента когда вы из них убежите. Это платформа, количество комнат в которой просто неограниченно. Вы можете создавать свои и делиться ими с друзьями. Поэтому, как платформа, она должна быть удобной и стоящей внимания сообщества. Я не стала знакомиться с пользовательскими уровнями, даже самые лучшие из них выглядят слабее оригинальных. Поэтому в этой рецензии я буду рассказывать во-первых о качестве головоломок и игрового процесса того комплекта, который, собственно, продается за деньги. И только во-вторых о самом движке, на котором все это работает.

Побег из комнаты

Если вы играли хотя бы в одну игру поджанра, вы уже хорошо представляете что именно вас ждет внутри. Каждая комната полна различных объектов, часть из которых имеет какое-то значение, но большинство из них существуют просто для отвлечения вашего внимания. Отличить что именно является в каждой комнате важным — ваша работа. Рассмотрите комнату хорошенько, подумайте что напоминает в своей сути отверстие для ключа или комбинаторный замок и следуйте этой логике дальше, по цепи. Если вы видите портреты в ровном ряду на стене, возможно они символизируют порядок? Сколько человек на каждом портрете? Есть ли под ними подписи? Головоломка в этих играх не так типична, как в традиционных сокобанах или саперах. Перед тем как что-то решить, вам нужно понять где это “что-то” находится и в чем заключается процесс его решения.

Escape Simulator предлагает нам четыре базовых сеттинга, один набор не объединенных какой-то идеей головоломок и два DLC — по дикому западу и стимпанку. Различия в сеттинге существенным образом меняют предметы, которые будут заслуживать нашего внимания. В египетских головоломках нам предстоит смотреть на картинки различных божеств, жучков, иероглифов. В космосе — на множество экранов с состоянием оснащения корабля. В особняке — на картины, статуэтки и книги. Различия в тематике позволяют игре быть более разнообразной, чем, к примеру, The Room. Но конкурентом последней она и не является. Игры ощущаются совершенно по-разному и делают акцент на разных вещах.

В этот раз без видеонарезки. Наблюдать как я думаю и пырюсь в объекты — не очень интересно)

Можно предположить, что в игре с таким разнообразием будут большие проблемы с обучением игрока, но нет. Проблем нет даже в одиночных уровнях, не входящих в рамки каких-то кампаний. Благодаря умелому дизайну комнат, активные элементы обнаружить очень просто и решение каждой головоломки занимает не больше 15-20 минут. Иногда игра дает не слишком очевидные намеки на требуемые действия и это может ввести в ступор, но вы всегда можете обратиться за подсказкой, не залезая в интернет. Подсказки интегрированы в саму игру и имеют разную степень детальности. Кроме того, они зависят от контекста того, что вы уже сделали и к чему еще не успели приступить. Так что кнопка подсказки может как просто указать вам на то, с чем сейчас нужно взаимодействовать, так и дать вполне очевидный ответ на то, как именно головоломка разгадывается.

Кроме того, что этапы наполнены интересными загадками, они выделяются и графически. С различными внутриигровыми элементами просто интересно взаимодействовать. Они прикольно двигаются, крутятся в руках и делают разные интересные штуки, когда вы что-то правильно отгадываете. Так как эффекту присутствия в игре практически ничего не мешает, весь этот процесс разгадывания ощущается очень интересно.

Для тех, кому хочется провести на этапе побольше времени есть дополнительный вызов — сбор токенов. Они могут быть спрятаны где угодно — в деталях интерьера, внутри каких-то сейфов или в интерактивных предметах. Их поиск может занять очень большое время и лучше оставить его напоследок. Единственное, что облегчает вашу участь — небольшие размеры самих комнат. Но даже в таких масштабах искать иголку в стоге сена не всегда оказывается интересно.

Платформа

Как платформа, ES предоставляет множество инструментов для реализации различных идей. Она вдохновляется в первую очередь не с видеоигровым концептом жанра, но его оффлайновым первоисточником. В оффлайне мы можем подбирать предметы, разбирать и собирать их, по-разному крутить и пытаться нажимать всякие кнопочки. Все это реализовано и в Escape Simulator. Более того. IRL скорее всего будет несподручно собирать вообще весь хлам в комнате и убирать его в какой-то угол. Зато вы вполне можете проделать это в ES. Отработанный материал можно выбрасывать в бесконечную урну и с такой же легкостью доставать из нее обратно любые предметы, выкидывание которых посчитаете ошибочным.

В игре очень легко пылесосить все полочки, укладывать предметы к себе в инвентарь, а уже потом разбираться что же из этого важно. Различные внутриигровые блокноты с заметками, которые имеют отношение к головоломкам, можно запинить в две области на экране, что позволяет решать загадки не запоминая практически никакой информации. Другими словами, удобство вполне сопоставимо с аналогом IRL.

Играть можно как с клавиатуры/мыши, так и с геймпада. Но управление с мышки мне показалось более практичным в ряде случаев, когда игроку нужно решать головоломки, требующие много мелкой возни на экране. Перетаскивание чего-то куда-то, например. Или просто ввод числовых паролей на экранном нампаде. С мышки это делать банально быстрее. Так что можно считать что основным управлением является традиционный ПК интерфейс.

Вдобавок ко всему перечисленному, стоит отметить возможность онлайн мультиплеера. Если вы пожелаете порешать головоломки с друзьями — это тоже можно сделать. Правда я не проверяла эту фичу, потому что у меня нет друзей.

Как видно, платформа получилась весьма хорошей и удобной. Но из всех этих достоинств вытекает простое следствие. Escape Simulator лишена своего собственного сюжета или нарратива. Местами он как будто бы возникает, но отражается это разве что в смене обстановки между последовательными комнатами внутри одного набора. Никакой проработки мира, персонажей или метаистории в ES вы не найдете. Скорее всего это было очевидно еще в начале рецензии, но стоит все равно это повторить. Это не The Room, сюда нужно ходить за процессом разгадывания головоломок. Все остальное прорабатывается только для того, чтобы поменьше вас раздражать и отвлекать.

В том, что Escape Simulator пытается делать, она достигает невероятного успеха. Благодаря правильному выставлению акцентов она оказывается и приятной игрой и хорошей платформой для ваших творений. Теоретически, играть в нее можно бесконечно, но оригинальный контент ограничен тем, что предоставили разработчики, а пользовательские уровни редко могут с ними потягаться. Тем не менее, того что есть хватает на 8-10 часов занимательного игрового процесса. Надобрать.

Обсуждение в telegram
Метки: ,,