Какое-то небольшое время назад, уже не помню по какому поводу, мне захотелось посмотреть что из себя представляют настольные игры сегодня. Какие они бывают, какие считаются лучшими, каковы жанровые пропорции новых выпускаемых игр? Насколько много игр делается в России и так далее. Этот квест вылился в организацию мини-клуба по настольным играм, где я за три месяца успела поиграть во всякое разное. Я, конечно, не утверждаю, что за три месяца я опробовала все, что настолочки могут предложить, поэтому воспринимайте это просто как мини-отчет о моем опыте игры в такие игры.

Что

Для меня настолки очень долго делились на две основные категории: древнющие игры, проверенные временем (вроде шахмат, го, нардов, реверси, маджонга, разных игр в карты и так далее) и игры про броски кубиков, те, в которых нужно бросать кубики, двигать фишки и смотреть инструкции на поле, на котором фишка закончила свой ход (Game of the Goose была родоначальницей таких игр (не путать с Untitled Goose Game)). Первая игра в отечественный клон монополии была для меня озарением. Оказывается, можно даже такие игры делать, в которых игрок будет влиять непосредственно на игровое поле, ну ничего себе! Позже я узнала про коллекционные карточные игры, ролевые игры и мои компетенции в этом вопросе примерно на том уровне и остались. Я знала много разных игр, но то, что я узнаю позже, вообще все перевернет с ног на голову.

Итак, сентябрь 2020. Аня идет в интернет смотреть что там сейчас считается топ 1 из настолок и нытакается на Gloomhaven. При близком рассмотрении оказалось, что это кооперативная ролевая игра с легаси-механиками. Игрок покупает коробку и играет в игру один или с друзьями, проходя по-очереди разные миссии. Интересная особенность в том, что большая часть комплекта до определенного момента остается запечатанной. Конечно, вы можете сразу открыть все коробочки и посмотреть все секреты, но так не интересно. Интересно – проходить задания, расклеивать разные наклейки на карте мира, прокачивать и наряжать персонажей, открывать для себя новый контент. Это немножко взорвало мой мозг, я не знала что так бывает (и это сравнительно новое изобретение, на самом деле). В то время как сама игра выглядит уж слишком перегруженной, концепт показался мне очень интересным. Конечно, в компьютерных играх все это есть миллион лет, но то же самое в настолке – это совершенно другой опыт. Как и сама идея ролевых игр без ведущего.

Давайте я пойду дальше по топу с BGG и расскажу немного о видах игр. Следующая точка остановки – экономическая стратегия Brass. Я, конечно же, не успела переиграть во все существющие игры, поэтому расскажу лишь о том, что среди соревновательных игр есть такие, в которых игроки не могут грабить чужие корованы. Это называется еврогеймами и, по идее, должно заходить тем людям, которые хотят соперничать, но не настолько сильно, чтобы уничтожить соперника задолго до того, как игра закончится. Идея не в том, чтобы всех убить, но в том, чтобы оказаться лучше остальных в итоговой оценке результатов. Все эти концепты отнюдь не новы, но сегодняшнее многобразие игр в этом жанре поражает воображение. Это могут быть не только экономические стратегии, но и различные дедуктивные головоломки.

Ну и пятое место (я пропустила парочку игр) сегодня занимает Twilight Imperium. Это самая настоящая 4X стратегия в виде настолки. В ней есть все – исследования, сражения, дипломатия, развитие. В разложенном виде игра занимает большой стол целиком. Это игры для тех, кому хочется побольше разнообразных нюансов и эпичности. Игры на контроль территории раньше представляли из себя что-то, где постоянно нужно было бросать кости. Во многих современных играх жанра рандом полностью исключен из игры и результат зависит исключительно от вашей стратегии и дипломатии (но конкретно TI это не особо касается).

Мопед не мой, все картинки честно позаимствованы с BGG. Плагин не позволяет мне написать индивидуальный коммент к каждой картинке, поэтому все по-порядку: да, по Мору есть настолка. Nemesis – абсолютно не имеющая никакого отношения к Alien игра (честно-честно (нет)). Та самая экономическая стратегия, Brass. Arkham Horror – один из вариантов ролевых игр без ведущего по тематике произведений Лавкрафта. Алхимики – прикольная дедуктивная головоломка. Twilight Imperium – масштабная стратегия (может занимать сильно больше места, чем на этой картинке). Лист с наклейками для Pandemic Legacy, их нужно клеить прямо на игровое поле и другие игровые предметы. Gloomhaven обычный. Gloomhaven в Tabletop Simulator.

Зачем

Как можно заметить, большая часть настолок требует длительной подготовки (вплоть до часа просто на то, чтобы разложить все компоненты), пристального внимания к механикам (чтобы не забыть что-то куда-то подвинуть или записать) и умения быстро проводить базовые арифметические операции в уме. Зачем это надо, если можно пойти и поиграть в цивилизацию на компе? Я бы обозначила два основных фактора: коммуникации и расширяемость. В компьютерных играх оба аспекта либо существуют в зачаточном уровне, либо отсутствуют вовсе. Коммуникации – не только разговоры с друзьями во время игры, но и собственно сама дипломатия. Большинство игр не запрещают игрокам договариваться и даже если они (игры) это делают, в ход вступает расширяемость. Вы купили игру, а значит можете делать с ней что угодно, в том числе нарушать правила и изменять их до неузнаваемости. Купить второй комплект и увеличить базовую колоду в два раза. Купить вообще другую игру и комбинировать их вместе. Распечатать кастомные элементы или вовсе переписать все правила. С игрой можно делать что угодно, самодельные моды на компьютерные игры невозможно даже сравнивать по гибкости и степени кастомизации. Как я писала в своей заметке про делание игр, сделать настольную игру проще всего. Поэтому покупка готового комплекта дает вам базу для проведения любых своих экспериментов. Вы даже можете переделать игру под одиночный режим.

Но если модификации вас не особо интересуют, а компании заинтересованных людей рядом не находится, то вариантов у вас мало. Но они есть. Самые очевидные, конечно – играть в одиночку или не играть совсем. Менее очевидный вариант – загрузить Tabletop Simulator и играть с друзьями по сети. Симулятор – простой сэндбокс, в котором можно делать сетапы любых игр. Да, даже Gloomhaven. Не нужно тратить десятку на свой комплект, а большая часть действий вообще автоматизирована. Но и приятных тактильных ощущений вы тоже не получите.

Вообще, если говорить о цене, то основных ценовых сегмента три:

  1. Игры дороже 5 тысяч рублей. Чаще всего это большие коробки с кучей разных фишек. В зависимости от их количества, они могут быть пластиковые, деревянные или картонные. Несмотря на высокую цену, качество может сильно варьироваться;
  2. Игры с ценником около 1.5-2.5 тысяч рублей. В целом то же самое, но коробка существенно меньше. Такие игры обычно проще по механикам, но это не означает, что они хуже. Часто они бывают даже лучше, поскольку в них куда меньше лишнего;
  3. Все остальное, в районе тысячи рублей и дешевле. Обычно это карточные игры с одной колодой и небольшим числом фишек и других артефактов. Не стоит недооценивать такие игры. Благодаря низкой цене вы можете попробовать много разных, к тому же они занимают куда меньше места.

Если вы захотите раскошелиться, всегда можно докупить для своей игры органайзеры, протекторы для карт или фишки более высокого качества. Производители не брезгуют и выпуском различных дополнений, некоторые из которых играются только на основе базы, а некоторые – и отдельно тоже.

Вернусь к первому абзацу. Насколько много игр делается в России? Много. Но большинство из них внимания не заслуживают. Практически все, что можно найти в магазинах – зарубежные игры. Но есть и весьма много наших. Например, Имаджинариум или Мор. Все не так плохо, как с видеоигровой индустрией, в общем. Обилие иностранных игр, к сожалению означает, что вам придется ждать перевод (иногда очень долго). Если же вы особенно привилегированны и у вас есть множество умеющих в английский знакомых – я вам немножко завидую. Немножко – потому что цены на наши комплекты тоже чаще всего ниже.

Настольные игры – прекрасный способ перевести семейные или дружеские посиделки из русла зарплат, религии и политики во что-то более конструктивное. Помимо вовлечения в единый процесс, настолки зачастую создают маленькие истории, которые можно с интересом обсуждать даже после игры. Конечно, настольные игры – развлечение не для всех. Кому-то какой-то жанр игр будет менее интересен, чем другие, кому-то в принципе не нравится сама идея настольных игр. Но если в вашей компании никто не против, то попробовать стоит. Надобрать.

P.S. я не стала разбирать подробно механики каждой игры в этой статье. В будущем я планирую писать только про настолки, связанные с видеоиграми (таковых довольно мало, к сожалению). Но если вам интересно почитать о настолках в принципе, я могу эпизодически писать рецензии и на них тоже. Для этого нужно дать мне знать в комментариях к статье в телеграмме. Тем не менее, когда я поиграю в настолочки еще сколько-нибудь, я могу написать новую мета-статью с апдейтом)

Фото: yoppy. Кропнуто под размер превьюшки.

Обсуждение в telegram