Кетмейз интересен в первую очередь двумя аспектами:
- Это игра российского разработчика;
- Это игра разработчика-одиночки.
При этом, по его словам, она была сделана за 14 месяцев. Надо сказать, что для 14 месяцев разработки это потрясающая игра. Также, надо сказать что она визуально довольно аляповатая, что вполне свойственно играм, сделанным одиночками-энтузиастами.
Если Слава никого не обманывает, то к разработке практически никто не привлекался. А играть в подобные игры мне очень интересно. Потому что в них часто бывает много оригинальных идей и их трудно спутать с чем-то еще. С ними всегда что-то не так, но в этом заключается часть шарма. Уровень Iconoclasts, правда, Catmaze совершенно не тянет. Но и сроки совсем другие, так что это неудивительно.
Своеобразие Кетмейз, однако, начинается и заканчивается на вопросах “Почему так плохо?”. И находится не в каком-то одном месте, а размазано ровным слоем по всей игре. В самом начале вам придется привыкать к боевой системе, которая вас будет жестко карать за любые маленькие ошибки. Использование каждого фамильяра работает по-особенному. Некоторые крайне медлительны, некоторые имеют очень низкую дистанцию атаки. Я практически всю игру проходила с вороной, потому что у нее самая большая дистанция атаки. Это экономит время и нервы, так как можно избавиться от всего нехорошего уже на подходе. Так как получение урона в игре штрафуется не только снижением полоски здоровья, но еще и уровнем амулетов (как в Cave Story), убивать все издалека – чаще всего единственный разумный вариант. Расположение монстров и препятствий в локациях может быть абсолютно издевательским. При этом никаких автосейвов тут, разумеется, нет. Поскольку источником вдохновения была Momodora: Revive Under Moonlight, это логично.
Игру я проходила на русском языке. Потому что это, казалось бы, язык оригинала. Но если бы мне никто об этом не сказал, я бы подумала что это фанатский перевод какого-то начинающего энтузиаста. Все тексты написаны в простеньком разговорном стиле, который совершенно в контекст не вписывается.
Помимо редакторов, игре бы не повредило и наличие кучки плейтестеров. Частенько случаются ломающие игру баги. Не буду перечислять их все, можно просто посмотреть видео. Тестирование так же помогло бы выявить проблемный пункт “поговорить” по-умолчанию в магазине, который будет сильно мешать вам закупить зеленых баночек.
Если попасть ножками в этот кустик, то из-за бага потом возможно придется загружаться. А сами кустики так располагают только садисты
Зачем так высоко поднимать платформы и требовать высокой точности при совершении двойного прыжка? Если бы у меня не получилось туда запрыгнуть в первый раз, я бы подумала, что это тупик
А вот и тот самый баг, который мне помог пройти игру вообще без затруднений)
Как я понимаю, две вещи, которые пошли на аутсорс – это тестирование и музыка. Слава написал всего один (кажется) трек. Сама музыка в игре хорошая, но ее очень мало. Складывается ощущение, что постоянно играет одна и та же мелодия. А звуковых эффектов в игре практически нет.
Игровой процесс довольно разнообразен. Здесь есть множество разных секретов, квестов и после длительной процедуры первичного привыкания к боевой системе играть в нее очень интересно. В конце игры все пропущенные секреты можно будет подсветить на карте, так что вам не понадобится идти в гугл за тем, чтобы найти все в игре. У меня остался всего один пропущенный секрет, что указывает на относительно высокую вменяемость Славы в плане размещения разрушаемых стен и остальных способов спрятать игру от игрока. Сама игра довольно большая и проходится целиком за 9-10 часов. Вполне приличный хронометраж для игры, сделанной чуть более, чем за год.
Catmaze – показательный пример хорошей игры, которая могла бы быть отличной, если бы создавалась не одним человеком. К большому сожалению, единое видение проекта не пошло игре на пользу. В некоторых аспектах она сильна. В некоторых – слаба. Не специфична, а именно слаба. А жаль. Я бы посоветовала сперва пройти Chronicles of Teddy: Harmony of Exidus. Вы про нее скорее всего даже не слышали, а я в восторге и никогда не устану ее рекламировать. Игры довольно разные, но хорошо заметно какой Catmaze могла бы стать, получив немного больше внимания. Проект Славы, тем не менее, стоит потраченного времени. Надобрать.
Обсуждение в telegram