AI: The Somnium Files – это очередная игра Утикоси. После провальной Zero Time Dilemma я перестала следить за его играми и она практически прошла мимо меня. Нельзя сказать что я не ожидала что он выпустит что-либо хорошее, просто мне уже это было не так интересно, как после Virtue’s Last Reward. Поэтому игру я заметила существенно позже даты выхода. В этом году. Могу сразу сказать, что AI:TSF мне показалась лучше ZTD. Она все еще полна трэша, но лучше.
Начнем с того, что ключевой концепт наконец-то изменился. Мы больше не находимся в изоляции с незнакомыми людьми. Игра целиком проходит в вымышленном Токио, есть жертва, есть убийца, есть протагонист. Нужно разобраться кто убил, как убил, зачем убил и так далее, в общем всячески расплести клубок загадок, который первую половину игры активно запутывается все сильнее и сильнее. Основным твистом является возможность посещать сны произвольных персонажей и смотреть о чем там таком интересном они дремлют. Иногда в этих снах содержатся какие-то подсказки о произошедших событиях. Естественно, Утикоси не пытается выдать каждый сон за явь и герои несколько раз подчеркивают, что во сне может быть что угодно. Ключевой момент лишь в том, что во сне не будет того, о чем вы в своей жизни никогда не видели и не слышали.
Сами же сны и являются, во-первых, интерактивными и требующими принятия каких-то решений, а во-вторых точками ветвления истории. AI:TSF имеет примерно такой же flowchart, как и другие игры Утикоси. Зачастую, чтобы пройти дальше по какой-то ветке, нужно сначала узнать какую-то информацию из другого сценария. Сценарии отличаются друг от друга разительно. В одной ветке персонаж жив, в другой он мертв, в третьей он инвалид. Автор убивает своих персонажей самыми изысканными способами, не брезгуя даже прямой трансляцией самого убийства. Эти сцены каким-то образом соседствуют с pop-idol фансервисом, глупыми шутками и абсурдными заявлениями. Наполненная фарсом ветка Ирис – тягомотина, которая портит всю игру. Нельзя, впрочем, сказать, что в других ветках безумия совсем нет. К сожалению, подобными сценками наполнена вся игра. Именно из-за них не получается воспринимать происходящее в игре всерьез и кроме самого Утикоси винить в этом абсолютно некого. Кроме того, игра доверху заполнена пошлыми шутками, которые тоже совсем не помогают общему нарративу. Помимо всего перечисленного меня теперь мучает еще один вопрос: почему бары с жирными трансвеститами настолько популярны в японских играх и культуре? Но ответ на него я искать, пожалуй, не буду.
Вернемся к снам. Как обустроен игровой процесс в AI:TSF? Есть трехмерная локация. На ней расположены разные артефакты. Подойдя к каждому артефакту можно выполнить с ним до четырех разных действий. Выполнение каждого действия расходует какое-то количество секунд и иногда (почти всегда) вознаграждает специальной фиговинкой (time piece), которую можно использовать для модификации ресурсоемкости следующего действия. Это либо деление времени на какое-то число, либо установка в какое-то фиксированное значение, либо умножение. Последние используются принудительно, даже если у вас есть другие в инвентаре. Получается довольно простенький тайм-менеджмент, который вынуждает вас запоминать наизусть все возможные воздействия на предметы, потому что никакой логикой они не выделяются. Понять что от вас хочет игра чаще всего невозможно.
Помимо снов какая-то попытка в игровой процесс есть еще в диалогах с подозреваемыми. Они абсолютно линейны и вам нужно предоставить какие-то доказательства, для того чтобы поймать кого-то на лжи или заставить говорить. Если вы не охотитесь за трофеями, можно просто перебрать все варианты, но эти сегменты довольно просты даже без подсказок, если внимательно читать реплики и описание самих улик.
Сама история не настолько запутана, как в Virtue’s Last Reward или в 999. Поскольку она уходит в эзотерику лишь самую малость, логика позволяет понять что происходит задолго до раскрытия виновника в самой игре. Но некоторые детали вы так или иначе упустите из виду. Для этого после прохождения можно поговорить с некоторыми ключевыми персонажами и узнать интересные подробности истории с различных альтернативных ракурсов.
Стоит отметить, что у игры явно был более существенный бюджет, чем у той же Zero Time Dilemma. Игра красива а персонажи хорошо анимированы (хотя уникальных анимаций им определенно не хватает). Во время диалогов губами шевелит и портрет собеседника и сам собеседник, а камерой можно крутить свободно, чтобы увидеть реакцию других персонажей. Это прикольно.
AI: The Somnium Files страдает от бестолкового фансервиса, гэгов и многократных повторений одного и того же. В остальном она весьма хороша и стоит внимания. Совсем не обязательно перед этим знакомиться с другими играми Утикоси. Надобрать.
P.S. Через пару недель после моего прохождения игры, нас всех порадовали анонсом продолжения.
Обсуждение в telegram