Katamari – весьма старая франшиза, которая была довольно известной некоторое время назад, но потом ушла в какое-то подполье и сохранила популярность лишь в узких кругах. У этого, впрочем, есть веские причины, которые кроются не только в безнадежности издателя, но также в самом игровом процессе и его масштабируемости.
В KDR столь потрясающий опенинг, что я не могу не начать свою рецензию с него. Подобным абсурдом, детской глупостью и наивностью наполнена вся игра. И это делает ее такой притягательной. Katamari Damacy полна любви, что делает ее прекрасным антистрессором под вечер после тяжелого дня. Не нужно ни о чем тревожиться. Просто дурацкий король по фану сломал звезды. Дурацкий принц катит катамари по комнате, чтобы отправить это в качестве звезды на небо. Дурацкие люди выстраиваются в какие-то невероятные башни. Дурацкие собаки находят катамари очень интересной игрушкой… Это все очень умиляет. Трудно найти игру, которая была бы более простой и искренней.
Вы бы могли подумать, что она очень легкая, но это не совсем правда. Здесь практически невозможно проиграть, но Король Всего Космоса недвусмысленно даст вам понять, что вы поработали не очень хорошо, если катамари по итогу окажется маленьким. Никакие рейтинги вам при этом не выставляются. Для прохождения этапа достаточно за отведенное время накатать шарик определенного размера. Накатывать больше не возбраняется, но поощряется большим удовольствием от самого процесса.
Я бы не стала называть игру головоломкой или представительницей какого-то другого определенного жанра. Здесь практически не нужно думать, можно действовать довольно хаотично. Можно идти по ровной дорожке из предметов, которая заботливо ведет вас к первому порогу увеличения катамари, либо можно просто кататься туда, куда хочется. Можно собирать кругленькие предметы и поддерживать баланс, а можно собирать продолговатые весла и с трудом перемещаться по локации. Несмотря на то, что некоторые способы проще для достижения цели, проходить этапы можно как угодно. Единственной трудностью скорее всего будет управление. Оно тут довольно нестандартное и в этом, можно сказать, изюминка. Обычно мы управляем персонажем левым стиком, а правым вращаем камеру. В KD оба стика отвечают за перемещение. Когда вы наклоняете оба стика в одну сторону – катамари катится в эту сторону. Когда вы наклоняете один из стиков вперед – принц перемещается вокруг катамари в эту сторону, тем самым поворачивая камеру. Это несколько непривычно, но освоиться можно. За время прохождения игры (около пяти часов), правда, управление так и не становится настолько же простым и интуитивным, как стандартное.
Давайте немножко расскажу о том, как игра реализована технически. Ведь для мощностей PS2 (где впервые вышла KD) прорисовка большого числа мелких объектов была бы весьма ресурсоемкой задачей. Периодически, накатывая определенный размер шарика, мы проходим пороговые значения, которые отдаляют камеру и могут перестать отображать некоторые объекты. А некоторые другие объекты просто станут видимо меньше. Благодаря этому, всю игру можно довольно просто определять можете вы на себя прилепить какой-то предмет или нет. Сложновато это только для объектов, которые имеют продолговатый или плоский вид и для тех, которые не видно целиком – всякие корнеплоды, например. Вернемся к технической части, впрочем. Игра лагает. Когда мы маленькие – все еще боле-менее неплохо. Но стоит нам увеличиться, как число прорисовываемых на экране объектов неизбежно возрастает и картинка может начать подтормаживать. Это происходит не так уж часто, но все равно раздражает. Кроме того, есть еще проблема застревания. Можно случайно себя захардлочить в какой-нибудь маленькой области, из которой вы не сможете выехать. Но чаще всего вы будете застревать в разных коридорах, которые не совсем предназначены для катамари вашего размера. Подобные застревания и столкновения с большими объектами приводят к разваливанию шарика – с него отклеиваются всякие предметы. Во всех тупиковых ситуациях больше всего удручает невозможность быстрого рестарта. Почему-то обязательно нужно возвращаться в хаб.
Как я писала в первом абзаце, главной проблемой игры является ее масштабируемость. По всей видимости об этой проблеме знали и разработчики (удивительно!), которые помимо стандартных заданий накидали на глобус еще приличное количество специфических челленджей. Челленджи эти скучны до безобразия и скрашивают их только шуточки Короля Космоса. Каждая нестандартная миссия – это специфичное для какого-то созвездия задание. Для близнецов мы накатываем на шарик как можно больше… близнецов. Для Большой Медведицы накатываем самую большую… медведицу. Достаточно собрать одного медведя, как наше задание тут же заканчивается и Король подводит итоги. Эти миссии мне вообще не захотелось переигрывать. Они не вписываются в игру и добавляют необходимость делать какие-то ювелирные маневры в игре с управлением, которое для этого не предназначено. Заданий на “самое большое”, правда, всего два. Посколько воистину веселыми и увлекательными являются обычные миссии, игра себя исчерпывает очень быстро. Ведь здесь всего парочка локаций, просто очень больших. Надо отдать должное левелдизайну и самой концепции. Смотреть как мир вокруг тебя уменьшается и узнавать в нем какие-то зоны – очень прикольно. Жаль, что это все, что игра может предложить. Начинаем с пятисантиметрового шарика, который не поднимает ничего больше канцелярских кнопок, заканчиваем трехсотметровым, который может наклеивать на себя облака и континенты. Все, что остается впоследствии – просто сбор всех артефактов и предметов. За этими рамками в игре ничего нет.
Katamari Damacy породила целый новый жанр, но жанр этот очень нишевый. Редко можно увидеть игры, которые бы выдерживали атмосферу и игровой процесс (из недавнего я могу отметить лишь Donut County). На мой взгляд, знакомство с KD не повредит никому, ведь игра восхитительная, хоть и очень короткая. Надобрать.
Обсуждение в telegram