Во времена, когда интернет ко мне поступал только на дисках игровых журналов, я познакомилась с такой замечательной игрой, как Frozen Fruits. Скорее всего вы о ней никогда не слышали, ведь это не только игра разработчика-одиночки. Это еще и игра, которая не продается ни на одной популярной платформе и доступна для скачивания только на личном сайте Карла Хофера. Поэтому узнать о выпуске новой версии довольно сложно и эти игры каждый раз становятся для меня сюрпризом.
FF – весьма оригинальная головоломка. Механика проста: есть шарик, он скачет вверх, вниз и отталкивается от стен, как в каком-нибудь арканоиде. Но есть нюанс. Перемещением шарика по горизонтали занимается игрок. Шарик окрашивается в разные цвета и может уничтожать “фруктовые кубики” своего цвета. Задача – уничтожить все фруктовые кубики.
Простейший уровень состоит из нескольких блоков для перекрашивания шарика, кубиков разного цвета и всяческих усложнений. Например, есть кубики-черепа, соприкосновение с которыми приводит к поражению. Есть кубики-черепа разных цветов, которые приводят к поражению только тогда, когда вы окрашены в тот же цвет. Есть бомбы, которые позволяют уничтожать блок любого цвета, но один раз. Есть различные другие блоки, выполняющие другие функции. В четвертой части их разнообразие довольно велико.
Помимо перечисленного, уровни чаще всего населены различными “инопланетянами”, каждый вид которых имеет свое заскриптованное поведение, уничтожает вас при одном касании и может также выполнять и полезные функции – уничтожать кубики с фруктами, например.
Благодаря сочетанию всех перечисленных элементов игра требует логики, сноровки и высокой точности исполнения. Не всегда одновременно, но каждое требование рано или поздно достигнет своего пика в каком-нибудь из поздних уровней. Разгадывание алгоритмов прохождения – лишь малая часть игрового процесса. Необходимо еще и успешное исполнение этого плана. И здесь вы запросто можете столкнуться с тем, что игра местами оказывается чрезмерно сложной. Чаще всего это будет связано с тем, что выбранный вами путь решения – не совсем правильный. И игра не будет останавливать вас на этом пути. Возможно, вы даже таким образом пройдете какие-то этапы, которые подразумевали совсем другое решение.
Сложность растет очень плавно и незаметно. Каждый новый элемент добавляется независимо и встраивается в игровой процесс без назойливого туториала. Совсем без интерфейса с описательной частью, к сожалению, не обошлось. После каждого пройденного этапа нам зачем-то показывают диалоговое окошко с сюжетным текстом или подсказками. Они бесполезны и мешают игре.
Зато управление в игре реализовано крайне удобно. Во-первых играть можно и на WASD и на стрелках, пункты меню можно активировать разными кнопками, есть горячие клавиши на перезапуск и выход с уровня и возможность снизить скорость игры. Не хватает разве что возможности ее повысить. Пользовательский интерфейс очень удобен, что является несомненным плюсом в игре с двумя сотнями уровней.
Надо понимать, что большая часть этапов унаследована из ранних частей. Идеи ранних выпусков повторяются, так что из двух сотен этапов действительно новыми являются где-то половина. Новые идеи чаще всего сопровождаются появлением новых монстров и типов блоков. Каждый элемент в игре по-своему взаимодействует с остальными, что увеличивает комбинаторную вариативность даже при добавлении одной новой сущности. Сами головоломки никак нельзя назвать затянутыми. Это не Supaplex, в котором маленькая ошибка может приводить к переигрыванию огромного получасового уровня. Большой этап в игре всего один, а всю игру со всеми секретами можно пройти примерно за 18 часов.
Секреты – это тоже новинка. Они представляют из себя альтернативную цель уровня, и получаются за счет визита в какую-то определенную его клетку. Ее локация почти всегда очевидна, а иногда даже подсвечена явным образом. Часть секретов совместима с обычным прохождением этапов, часть им полностью противоречит – открыв секрет, вы не сможете пройти этап. По сути секреты удваивают число этапов и часто их получение на порядок сложнее стандартного прохождения.
Можно подумать, что 400 этапов – это очень много, но прохождение игры настолько увлекательно и каждый этап настолько интересен, что это число совсем не ощущается огромным. Я не почувствовала усталости от полного прохождения игры и могла бы навернуть еще пару сотен уровней, если бы они были. Даже учитывая то, что игра себя исчерпывает к своему окончанию.
Новый выпуск серии подойдет всем: и тем, кто уже играл в ранние части и тем, для кого это новинка. Игра все еще запускается в окне с соотношением сторон 4:3, но хотя бы не ломает графический интерфейс ОС и хорошо работает на современных версиях Windows. Прохождение старых частей все еще осмысленно, так как они сохраняют за собой часть уникальных этапов и механик. Я рекомендую пройти их все. Надобрать.
Обсуждение в telegram